Детский фольклорный праздник «Русские святки» - стр. 7
Наконец медведь вскакивает и пускается и пляску с вожатым в центре общего хоровода.
Сюжет и приемы святочной медвежьей потехи использовались и в художественной литературе. Ярким примером этого может служить баллада Н. Некрасова «Генерал Топтыгин». Среди ее персонажей вожатый с медведем. События происходят в холодный зимний вечер, очевидно, святочный. («Дело под вечер, зимой, и морозец знатный».).
На первый взгляд, поэт рассказывает о забавном случае, когда по недосмотру ямщика Феди и вожатого Трифона медведю пришлось сыграть роль генерала.
Сценка между медведем, как бы ряженым генералом, барином («видит, ноги в сапогах и медвежья шуба») и испуганным смотрителем превращается у Некрасова в народную святочную потеху с большим количеством зрителей.
Баллада Некрасова написана в стиле святочного рассказа где есть все, что положено: ряженье и медвежья потеха, страшное и смешное, и самое главное веселящийся народ.
Святочное ряжение
«Вечер. По улице идет пестрая толпа, состоящая из вывороченных тулупов и кацавеек. Смех, говор и приплясыванье. Впереди толпы прыгает маленький солдатик в старой шинелишке и с шапкой набекрень.
Навстречу толпе идет «унтер».
– Ты отчего же мне чести не отдаешь? – набрасывается унтер на маленького солдатика. – А? Почему? Постой! Который ты это? Зачем?
– Миленький, да ведь мы ряженые! – говорит бабьим голосом солдатик, и толпа вместе с унтером закатывается громким смехом…».
В этом маленьком отрывке А. П. Чехов рассказывает о популярном развлечении наших предков – святочном ряжении. До сих пор празднование Нового года сопровождается всеми любимыми маскарадами.
Но маскарад появился довольно поздно и был отдаленным потомком древних обрядов, когда люди изменяли костюмами, масками и особой раскраской лицевою внешность, чтобы превратиться в волшебных существ и воздействовать своими выкриками, песнями и плясками на природу, а это должно было вызвать свет солнца и плодородие земли.