Детский фольклорный праздник «Русские святки» - стр. 2
Особое отношение к медведю уходит своими корнями в глубокую древность. Археологи уже давно заметили в пещерах странные захоронения: аккуратно в ряд расставлены на плоских камнях неповрежденные черепа древних медведей, возле каждого черепа бережно положены две лапы. Что это такое?
Первобытные люди жили охотой, но зверь был для них не врагом, а источником жизни, кормильцем, спасителем от голодной смерти. Охотнику медведь был и добычей, и отцом родным.
Первобытные люди считали, что их род происходит от какого-нибудь животного. У многих народов такими животными были медведь и бык. Любопытно, что медведь и бык и по сей день являются любимыми героями народных праздников почти по всей земле. Многие из вас, наверное, слышали об испанской корриде бое быков, об американском родео, о медвежьих праздниках народов Севера. Животное-предок называют ТОТЕМОМ.
Непростыми были отношения древнего охотника и его тотема. В них соединялись страх и любовь, уважение и насмешка; на тотема охотились и одновременно хранили, оберегали; убивали, ели и старались колдовством воскресить к новой жизни.
Поэтому-то в древних пещерах и лежат до сих пор нетронутые медвежьи черепа и лапы. Те, кто их положил, были уверены, что если их оставить, не разрушить, да еще устроить в честь медведя праздник, например, нарядиться в его шкуру и поплясать со всеми вместе, предложить ему вкусное угощение, развеселить его, то священное животное и дальше будет помогать им, вновь и вновь возвращаться к своим людям-родственникам, кормить их своим мясом, нести им жизнь, счастье и веселье.
Об отношениях древнего человека и его тотема говорят не только раскопки, но и произведения устного народного творчества. Особенно сказки.
Медведь на липовой ноге
Жил-был старик да старуха, детей у них не было. Старуха и говорит старику: «Старик, сходи по дрова».
Старик пошел по дрова; попал ему навстречу медведь и сказывает: «Старик, давай бороться». Старик взял да и отсек медведю топором лапу; ушел домой с лапой и отдал старухе: «Вари, старуха, медвежью лапу».
Старуха сейчас взяла, содрала кожу, села на нее и начала щипать шерсть, а лапу поставила в печь вариться.
Медведь ревел-ревел, надумался и сделал себе липовую лапу; идет к старику на деревяшке и поет:
В те поры старик и старуха испугались. Старик спрятался на полати под корыто, а старуха на печь под черные рубахи. Медведь взошел в избу; старик со страху кряхтит под корытом, а старуха закашляла. Медведь нашел их, взял да и съел.