Детриллер - стр. 8
По такому поводу (имеется в виду факт прискорбной, но естественной смерти классического детектива), конечно, можно было бы поднять очередной вселенский плач, но я (и, надеюсь, вы) не по этой части, нам скорее интересно: а во что это классический детектив трансформировался? Но предварительно необходимо отметить, что классический детектив пустился во все тяжкие (или легкие – это кому как больше нравится) – то есть стал стремительно трансформироваться – и не один, а захватив с собой классическую приключенческую литературу. Это был, выражаясь криминально-экономическим языком, захват с поглощением. Правда, не совсем понятно, кто кого поглотил. Но одно вроде как ясно: в современных книгах этого жанра загадка не находится на перовом месте. И даже на втором. Сюжет, процесс и, не побоюсь этого слова, экшн – вот, что интересно.
Понимаю, что это смелое (и даже, согласен, безрассудное) заявление, которое говорит о, как минимум, моей дремучей безграмотности. В глазах просвещенного и литературно подкованного читателя детектив – это всегда загадка! И точка. Вернее, как заметили, восклицательный знак. Хотя нет, многоточие. Да, и опять согласен: классический детектив – это всегда, и в первую, очередь, загадка (кто бы спорил), которую автор подбрасывает читателю, как добрый хозяин сахарную кость любимой собаке, чтобы ему (читателю, а не любимой собаке – вы уж простите за некорректное сравнение) было что грызть и обсасывать на протяжении всего романа. Ну а потом (в самом конце) победно расколоть и слопать. Еще раз, простите! Да, так тогда – во времена Кристи и Сименона – и было, так оно и продолжалось, но теперь все это выродилось (выродилось – некрасивый термин, поменяем на «трансформировалось») в нечто другое. Не менее, между прочим, интересное. С авторами не меньшего (а может и большего) таланта. Для которых важнее, не кто убил, а… Смешно, но кто убил – иногда об этом прямо с самого начала и сообщается, видать, чтоб читатель на мелочи не отвлекался. Так вот, автору – а вместе с ним (хочешь – не хочешь) и читателю – гораздо интереснее другое: почему убил, почему вообще регулярно убивает («серийные убийцы», более того, «маньяки») или творит другое насилие (чаще всего, сексуальное), как до жизни такой дошел… Или личность того (или тех), кто борется с убийцей (насильником)… В общем, весь набор человеческих проблем, которые исследует т. н. серьезная литература. То есть, такая литература (когда-то однозначно детективная) теперь дрейфует навстречу Большой Литературе – в лучших, очевидно, своих проявлениях. А в не лучших… Ха, вы разве не читали что-нибудь ужасно плохое и бесконечно беспомощное из т. н. «современной прозы»? Уж не знаю, что хуже, плохой детриллер или плохой современный роман. В общем, оба хуже. Но плохой детриллер хоть не притворяется чем-то большим – это уже плюс, маленький, правда, плюс, плюсик.