Дети нового сознания. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2006 - стр. 49
Один из подходов, который может оказаться сегодня плодотворным для осмысления происходящего, – проследить историю вопроса: уникальна ли сегодняшняя ситуация повышенного интереса к проблемам детства, где и когда в истории наблюдались всплески интереса к детству.
Интересны наблюдения, сделанные в книге французского исследователя Филиппа Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке» [5]. Автор обращает внимание на то, что в европейской живописи и иконописи образы детей появляются не ранее XIII века, если не брать во внимание античную традицию изображения купидонов. До XIII века, по наблюдению Ф.Арьеса, дети изображались как уменьшенного размера взрослые, с развитыми мышцами груди и живота. К XIII веку появляется сразу три типа детских изображений, близких современному восприятию: мальчик-служка, младенец Спаситель на руках Богородицы (вслед за чем возникает традиция изображения детства Девы Марии и Иоанна Предтечи) и изображение обнаженного ребенка, которое может символизировать душу, прилетающую к родителям в момент зачатия или уходящую от человека в момент смерти. Это свидетельствует, по мнению автора, не о росте изобразительного мастерства, а об изменении сознания, выразившемся в изменении отношения к ребенку. До XIII века в силу высокой детской смертности к детям старались не привязываться, ибо тяжело терять то, что тебе дорого и близко. Обратим внимание на то, что выявление особой функции детства в жизни человека предшествует подъему, который привел к возникновению эпохи Возрождения, и на то, что в книге Ф.Арьеса нет объяснения, почему интерес и изменение отношения к детству имели место именно в XIII веке.
Между тем, то, что в этот период дети начинают восприниматься по-особому, удивительным образом совпадает с событием, которое рядом историков и летописцев оценивается как загадочное и таинственное.
В 2004 г. в Санкт-Петербурге в серии «Азбука Средневековья» вышла книга Н.С.Горелова «Царствие Небесное: Легенды крестоносцев XII–XIV веков». Она дает возможность впервые на русском языке познакомиться с летописями и путевыми записями европейцев IX–XIV веков, открывающих для себя Восток во время путешествий в Святую землю. Особый раздел книги рассказывает о летописных свидетельствах, сохранивших сведения о крестовых походах детей. В ряде немецких и французских летописей XIII в. говорится о том, как дети, покидая родителей, отправились освобождать Святую землю: «Бесчисленное множество крох из разных городов, замков, селений и деревень безо всякого внешнего понуждения собрались и отправились к Средиземному морю, а когда родители или другие люди спрашивали их, куда они хотят идти, все как один отвечали, словно по единому вдохновению: “К Богу!”