Десять заповедей. Как выжить в современном мире
1
Мистика (греч. таинство) – постижение Бога в сверхразумном созерцании и чувстве, таинственное богообщение. Само по себе явление мистики нейтрально; в зависимости от своего содержания она может быть божественной – в христианстве, или демонической, «черной» – в оккультизме.
2
Например, «Неугасимая лампада» Б. Ширяева, «Погружение во тьму» О. Волкова, «Крутой маршрут» Л. Гинзбург и др. Ярким контрастом, подтверждающим правило «от противного», являются исполненные мраком и безысходностью «Колымские рассказы» талантливейшего писателя В. Шаламова – человека, сказавшего страшные слова: «Я горжусь тем, что за всю свою жизнь я ни разу не обратился к Богу».
3
Авторство этого послания не установлено, одна из версий – что оно принадлежит подвижнику XX века преподобному Сера фиму Вырицкому.
4
Полный текст см. в кн.: Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий. – Издательство Братства святителя Алексия, 1996. – С. 136–141.
5
Монотеизм (греч. monos – один, единый; theos – Бог) – единобожие; религия, признающая Единого Бога, Творца и Вседержителя.
6
Это высказывание приписывается раннехристианскому святому Иринею Лионскому (II в.).
7
Есть несколько свидетельств того, что В. Брюсов был приверженцем темных эзотерических культов. Например: «Он был сатанистом, устроителем „черных месс“, постоянным раскопщиком учений древних языческих религий, особенно египетской, где он старался найти „утерянную тайну“. Своими произведениями он нанес огромный вред молодежи, ибо сам ни во что светлое не верил, крепко связался с темными силами, и многие его последователи в дальнейшем ушли работать на Лубянку, в ЧК, были „хорошими“ следователями». (Из книги: Отец Арсений. – М., 2003. – С. 658.)
8
Не без основания корни большевизма видят в хилиазме (христианская ересь, утверждающая установление тысячелетнего «царства Христова» на Земле).
9
Аскетика – искусство «духовного делания». Суть аскетики – в очищении души от «скверны страстей» путем самовоздержания и молитвенного подвига, в отвержении своих эгоистических интересов и похотей ради Господа и ради ближних.
10
Не та «духовность», которая, так тщеславно величая себя, представляет собой заквашенную на снобизме хаотическую смесь псевдорелигиозных, эстетических и сентиментальных ценностей (мне приходилось слышать, что даже лечиться мочой очень духовно), но подлинная духовность – восходящая к Единому Духу Божию.
11
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
12
Святитель Тихон Задонский. Симфония по творениям святителя. – Загорск, 1981. – С. 737.
13
Аутизм (от греч. autos – сам) – состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.
14
Паниковский – герой романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок».
15
Онтологически (в глубинном плане бытия) Бог – это Тот, Кто существует Сам по Себе, вне каких-либо внешних причин; это Первопричина, Сущий. Все остальное в мироздании существует благодаря воле Сущего: творение есть производное свободной воли Творца. Наиболее точным описанием основного свойства Божественности в Его имени является таинственное библейское буквосочетание JHVH, из сакрального благоговения не озвучиваемое иудеями и очень условно произносимое как Яхве (в искаженном виде кощунственно усвоенное иеговистами как название своей секты). Предположительно Яхве является производной от древнееврейского слова «иехвех», то есть «Он существует», и переводится как Сущий – так Сам Бог называет Себя: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3, 14).
16
Слово исихазм происходит от греч. hesychia – мир, безмолвие, сладость единения с Богом, которые наступают посредством молитвы.
17
Митрополит Антоний Сурожский. Молитва и жизнь. – Рига: Балто-славянское общество общественно-культурного развития и сотрудничества, 1992.
18
Из духовных поучений близких нам по времени жизни отцов, затрагивающих вопрос молитвы Иисусовой, обратим внимание на вышеуказанную книгу митрополита Антония, а также на следующие книги: Старец Силуан. – М., 1994; Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000; Святитель Феофан Затворник. О молитве. – М., 1997; Святитель Игнатий Брянчанинов. Правильное состояние духа (смирение, внимание, молитва). – М., 1998.