Размер шрифта
-
+

Деловое общение - стр. 30

Зрачки честнейшим образом рассказывают о вашей реакции на услышанное. Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза. Наоборот, когда он сердится или у него мрачное настроение, его зрачки сужаются.

В мимике очень важно положение губ. Растянутые в улыбке губы – показатель радости и дружелюбия, плотно сжатые – замкнутости, изогнутые – сомнения или сарказма. Опущенные уголки рта – свидетельство того, что человек расстроен.

“Улыбка – это половина обаяния”. Нас воспринимают по выражению лица, и, если мышцы его не напряжены, а губы все время готовы сложиться в улыбку, нас тут же зачисляют в число симпатичных людей.

Одежда, мимика, жесты, походка очень многое передают прямо в подсознание собеседника независимо от его желания, т. е. визуальное воздействие имиджа происходит как “двойной вызов” – на уровнях сознания и подсознания.

Наполеон Бонапарт говорил: “Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает”.

От выбора правильного слова зависит эффективность его воздействия. Возьмите себе за правило говорить: “Я охотно сделаю это”. Употребляйте преимущественно слова, подчеркивающие вашу надежность и добросовестность. Включайте в ваши фразы активные глаголы и избегайте употребления пассивных существительных.

Мощнейшим фактором воздействия на окружающих считается ораторское искусство.

Ясно, что далеко не всякий сотрудник может быть оратором, но ему необходимо соблюдать хотя бы такие правила выступления перед собравшимися:

– голосом и жестами подчеркивайте важнейшие для вас слова;

– меняйте тон: внезапное понижение или повышение тона хорошо выделяет слово или фразу;

– меняйте темп речи: это придает ей выразительность.

– делайте паузу до и после высказывания важных мыслей.

Следует также научиться создавать особые эффекты (подробнее см. гл. 4):

– эффект первой фразы;

– эффект аргументации;

– эффект интонации и паузы;

– эффект художественной выразительности;

– эффект релаксации;

– эффект распределения информации.

Необходимо знать и типичные ошибки, допускаемые выступающими.

– Построение слишком длинных фраз.

– Использование слишком длинных слов (не употребляйте, однако, только краткие слова).

– Использование безличных предложений (стремитесь больше использовать определенно-личные местоимения).

– Нерешительность выступающего (впечатление нерешительности выступающего создается у слушателей, когда он часто прибегает к сослагательному наклонению).

– Чрезмерная вежливость (лучше избегать фраз вроде “позвольте привлечь ваше внимание”).

– Злоупотребление модными словечками.

– Частое использование безличных глаголов (вместо “предлагается занять места” лучше сказать “предлагаю вам занять места”).

Страница 30