Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития. Учебное пособие для вузов - стр. 4
В основе методологии лежат положения отечественного искусствоведения и методики изучения предмета декоративно-прикладного искусства как художественно-исторического явления.
Список сокращений
АиГ – Архитектура и градостроение (энциклопедия)
БСЭ – Большая советская энциклопедия
ИИиД УдГУ – Институт искусств и дизайна Удмуртского государственного университета (г. Ижевск)
ВСГАКИ – Восточно-сибирская государственная академия культуры и искусства
ДР – Дом ремесел
МНМ – Мифы народов мира
НЦДПИиР – Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел Министерства Культуры Удмуртской Республики
РАИ – Ростовский архитектурный институт (г. Ростов-на-Дону)
СЭС – Советский энциклопедический словарь
УФРАЖВЗ – Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества (г. Пермь)
ЦР и ДПИ – Центр ремесел и декоративно-прикладного искусства (г. Ханты-Мансийск)
ХГФ НЧГПИ – художественно-графический факультет Набережно-Челнинского государственного педагогического института СДР – Салехардский дом ремесел
Автор благодарит преподавателей вузов и сотрудников центров ДПИ за предоставленные изделия: УдГУ (г. Ижевск), НЧГПИ (г. Набережные Челны), УФРАЖВЗ (г. Пермь), ВСГАКИ (г. Улан-Удэ), РАИ (г. Ростов-на-Дону), НЦДПИиР (г. Ижевск), ЦР и ДПИ (г. Ханты-Мансийск), ДР (г. Сургут).
Часть I
Понятия декоративно-прикладного искусства
1. Основные термины и понятия декоративно-прикладного искусства
2. Возникновение и структура образов
3. Композиция в искусстве
4. Структура декора и орнамента
5. Орнамент в истории искусства
6. Форма предмета как отражение его функции и технологии
7. Принципы взаимосвязи декора и формы
8. Синтез в искусстве
9. Периодизация декоративно-прикладного искусства в России
10. Национальные особенности декоративно-прикладного искусства в России
11. Типология декоративно-прикладного искусства
1. Основные термины и понятия декоративно-прикладного искусства
Понятия декоративно-прикладного искусства (ДПИ) являются частью определений и терминов, принятых в искусствоведении. Общий круг значений определен основными категориями, среди которых важнейшими являются художественный образ, композиция, средства художественного синтеза. Для различных видов искусств данные категории имеют определенную специфику. Чтобы понять ее важно видеть общую картину видов искусств.
Морфология искусств (от греч. morphe – форма) занимается изучением видов искусств. Среди всех видов искусств выделяют три основные группы: пространственные, временные, пространственно-временные. К пространственным, наряду с архитектурой, дизайном, изобразительным искусством, относится и декоративно-прикладное искусство. Его неотъемлемой частью является народное искусство. Видами декоративно-прикладного искусства принято называть разделы, которые проявляются в его специфических технологиях и функциях. Художественный текстиль, художественный металл, художественная обработка дерева, нетканые изделия (войлок, кожа) и др. связаны с материальными первоисточниками: волокном, металлом, деревом, кожей животного, шерстью и т. д. Подвидами этих разделов выступают формы ДПИ, связанные с технической и технологической спецификой изделия.