Размер шрифта
-
+

Давид-городок и евреи. История, холокост, наши дни - стр. 8


«Торговля довольно значительная, куда стекаются из дальних мест окрестные жители, чтобы продать или передать комиссионерам для развоза по другим городам свои домашние заготовки, как, например, сушёную рыбу, дичь в разных видах, грибы, сушёные сливки и т.п., но главное, чем славились сапожники Давид-Городка, – это высокие, с длинными голенищами сапоги. Всё это ежегодно привозится в Вильно, Варшаву и другие города. Местные жители также известны отличною отделкой плетёных бричек…».

И, разумеется, евреи городка [3]:

«строили дома, возводили… синагоги… Ездили в Краков, Варшаву, Львов, Гдыню варить и продавать… мороженое. Шили прекрасные сапоги. Кстати, сапожным ремеслом занимались здесь издревле – об этом свидетельствуют найденные археологами деревянные правила, колодки, шилья и точильные камни, на которых остался след от острения шильев…»


Знак Хибат Цион. Источник: https://besplatka.ua/obyavlenie/znak-evreiskoi-organizacii-xovavei-cion-serebro-cebf4e


Конец девятнадцатого столетия. Это было время действия в Давид -Городке кружка сторонников «Хибат Цион».

3.2 Двадцатое столетие (до 2-й мировой войны)

Вид на город с высоты птичьего полета. 1920-е годы. Источник: https://www.sb.by/articles/gorody-pogorynskie.html


Основные сведения о евреях в Давид-городке до 2-й мировой войны


Время конца девятнадцатого столетия – начала столетия двадцатого. В данное время происходило следующее [5]:

«Достижения научно-технического прогресса конца XIX – начала XX вв. привнесли изменения в жизнь местечка. Город перешагнул на левую сторону р. Горынь, где на староречье построили две водяные мельницы (неслучайно левобережье города и поныне называют Мельниками). Помимо этого, в городе открылись мастерские, в которых из листовой меди делали кастрюли, кувшины, посуду для винных заводов. Местный винокурный завод ежегодно изготавливал около 450 ведер «пейсаховской» водки по традиционному еврейскому рецепту.

Появились и первые владельцы грузовых и пассажирских пароходов. По Горыни курсировал небольшой грузопассажирский пароход «Леонтина», используемый для доставки с Волыни сырья на кожевенный завод Финкельштейна. Многие жители работали на местной судоверфи, которой владел еврей Моха. Кроме этого предприимчивые евреи Давид-Городка ездили летом в Варшаву продавать мороженое.

Однажды Русское Восточно-Азиатское Пароходство, суда которого курсировали по реке Горынь, обратилось к Минскому губернатору с просьбой разрешить назначение мещанина Мовши Гиршева Эльперина агентом Пароходства по продаже пассажирских билетов в р-не Давид-Городка и местечках Лунинец и Столин Пинского уезда. Собранные сведения о личности Эльперина были благоприятными, однако, Мовша Гиршевич все-таки был устранен от дел (по итогам переписки от 2 июня 1913 г.), т.к. по мнению Пинского уездного исправника, агенты пароходства являлись пособниками к тайной эмиграции крестьян за границу, и население уезда не нуждалось в подобных лицах».

Страница 8