Размер шрифта
-
+

Дар любви. Воспоминания о протоиерее Феодоре - стр. 49

Диакон Алексий Фатюхин

Пришел я в храм Преображения Господня еще в период восстановительных работ и по благословению настоятеля протоиерея Феодора Соколова проходил здесь послушания строителя, сторожа, просфорника, алтарника. Потом батюшка благословил меня готовиться к рукоположению. Я непрестанно благодарю Бога за возведение меня в священный сан, и в этой молитве всегда присутствует благодарность отцу Феодору за участие в моей судьбе.

Вспоминая годы, проведенные рядом с ним, хочу отметить, прежде всего, его великий труд над собой. Он шел путем очищения собственного сердца, обожения, как говорил преподобный Серафим Саровский. Передо мной открывались не внутренние стороны его жизни, но проявление внутреннего через внешнее. Мне часто приходилось быть свидетелем его молитвы, низводившей Духа Божия в его душу и в души его духовных чад.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, – взывал к Богу псалмопевец царь Давид, и этим же путем отец Феодор стремился сотворить свою душу обителью Духа Божия. Мы так и молимся: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины… прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны. Это наше христианское делание мне пришлось лицезреть в трудах отца Феодора.

Я был свидетелем, как преодолевал он в себе недоброе расположение духа, когда, казалось, вот-вот батюшка устроит справедливый разнос провинившемуся за какие-то упущения, но он просто подойдет и молча посмотрит на виновного. После этого взгляда делалось невыразимо стыдно, и совесть начинала тебя обличать больше, чем если бы он отругал.

Святая Церковь учит нас, как нужно бороться с собственными страстями, учит на примерах жизни подвижников, святых угодников Божиих, но их подвиги протекали в других условиях. А как спасаться современному человеку, как побеждать в себе те же самые грехи, с которыми воевали подвижники 300,500 или 1500 лет назад? Удивительный пример этого борения дает нам жизнь отца Феодора. Он был просто перегружен различными церковными и общественными послушаниями Церкви: должен был отдавать свое внимание и воинским, и тюремным, и приходским проблемам, не оставлять без внимания чад своих духовных, которых у него были сотни. И в этом состоянии он сохранял удивительную молитвенность – способность стать пред престолом Божиим и возносить Господу молитвы.

Это состояние невозможно без сердечной чистоты. Созерцая его молитву, самому хотелось молиться. С ним рядом было легко и служить, и молиться.


«С ним рядом было легко и служить, и молиться».


А послушания, которые по человеческой немощи как-то не хотелось выполнять, по его слову обычно выполнялись даже с радостью.

Страница 49