Даосское чайное искусство - стр. 10
С наступлением эпохи Южная Сун не только в местах производства знаменитых чаев, но и в стенах буддистских и даосских монастырей стали проводить чайные состязания «доуча». Распространение это получило даже в народной среде.
Сунский художник Лю бай (刘柏) на картине "Доуча туцзюань" (斗茶图卷) живо изобразил состязания «доуча» на рынке, где продают чай. Этот вид состязаний предполагает объединение рыночной торговли и чайного искусства в одно целое.
Династия Юань. Несмотря на то что состязания «доуча» не похожи на сунские, но по-прежнему очень популярны. Это можно увидеть в творчестве известного каллиграфа и художника Чжао мэнфу (赵孟俯), в его серии «Доучату» (斗茶图).
После династии Мин люди особое внимание уделяли изяществу и утонченности. И в итоге традиция проведения чайных состязаний постепенно затухала.
В современном Китае этой традиции нет вовсе, но некогда чайные состязания «доуча» были одним из главных элементов чайного Пути (茶道), одним из высших проявлений чайного искусства (茶艺).
Мастерство нынешних чайных людей корнями уходит в древние состязания «доуча». Множество современных технологий и способов приготовления чая появилось благодаря им. В истории множество знаменитых чаев (名茶) и чаев для подношений императору (贡茶) имеют прямую или косвенную связь с "доуча".
"Доу ча" имеет также другое более изысканное название – "мин чжань" (茗战). В основе состязания три вещи: чай, вода и посуда. Чай – обычно свежесобранный, нынешнего урожая. Наиболее ценным считался "лун фэн туань бин" (龙凤团饼), или "чай дракона и феникса, прессованный в блины". Лучшая вода для приготовления чая – из источников (泉) и рек (江水), дождевая (雨水) и талая воды (雪水) на втором месте. Колодезная вода (井水) самая худшая.
Из посуды в то время считалась самая лучшая из провинции Фузцянь (福建) округа Дэхуа (德化). Фарфор с черной глазурью назывался «цзяньяо» (建窑).
Процесс состязаний имел разные формы. Вначале необходимо было прогреть чайную чашу "ча чжань" (茶盏). Потом приступали к варке воды, называя это "периодами варки" (候汤). В эпоху Сун обычно для заваривания чая использовали чайную чашу, потому в отличие от чайных мастеров эпохи Тан не имели возможности непосредственно наблюдать за сменяющими друг друга стадиями кипения воды. Потому они опирались на собственный слух, и сунские чайные тексты описывают способы слежения за кипятком посредством слуха.
Когда в чайной чаше звук кипящей воды подобен "пению цикады" (蝉鸣) – это первая стадия кипения. Когда звук воды подобен "мчащейся вдалеке повозке" (车辆远远驰) – наступила вторая стадия. Когда звук подобен "шуму ветра в соснах" (松涛) – наступила третья стадия кипения.