Дао прикладной философии. Предварительные записки - стр. 1
© Борис Давидович Новиков, 2020
ISBN 978-5-0051-8296-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Нам, людям, нужна Прикладная Философия, которая объединит Западные парадигмы Анализа с Восточными парадигмами Синтеза.
Её миссия – помочь нам заново соединить разнообразные и разрозненные науки и искусства в единую Культуру Человечества, восстановить взаимопонимание и сотрудничество между ними.
Нам внятно всё: и Западные Теории и Восточные Практики.
Используются и развиваются традиции философии инструментализма, аналитической философии, системного подхода, диалектического материализма и древней китайской философии (Инь – Ян).
В этой книге собраны основные философские и прикладные публикации автора в Интернете за последние 10 лет, обновлённые для этого издания.
Настоящий труд адресован не только и не прежде всего профессиональным философам, но и тому более широкому кругу читателей, которые интересуются философскими вопросами и хотят или имеют возможность посвятить их обсуждению очень ограниченное время. Декарт, Лейбниц, Локк, Беркли и Юм писали именно для такого читателя, и я считаю печальным недоразумением то обстоятельство, что в продолжение последних примерно ста шестидесяти лет философия рассматривалась в качестве столь же специальной науки, как и математика.
Бертран Рассел
Основные идеи этой книги во многом перекликаются с идеями книги: Харари, Юваль Ной. Homo Deus Краткая история будущего.
Мы изучаем историю не для того, чтобы узнать будущее… а чтобы шире взглянуть на мир и осознать, что сложившееся положение вещей не является ни естественным, ни неизбежным. Это значит, что у нас гораздо больше возможностей что-то изменить, чем мы себе представляем. … Целью настоящей книги было… побудить читателей более творчески отнестись к будущему.
Харари, Юваль. Ной. Homo Deus Краткая история будущего.
О сути философии инструментализма
Наиболее практичным и пригодным для развития прикладной философии мне представляется философское направление инструментализма. Его основным представителем является Джон Дьюи. Главные идеи инструментализма изложены им в следующей книге:
Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека / Пер. с англ., послесл. и примеч. Л. Е. Павловой. – М.: Республика, 2003. – 494 с. – (Мыслители XX века). ISBN 5250018491 / https://klex.ru/aiq /
Ниже я привожу несколько основных для меня цитат их этой книги.
«Организм сам действует на своё окружение в соответствии с собственной, простой или сложной, структурой. В свою очередь изменения, произведённые им в среде, сказываются на организме и его деятельности. Живое создание подвергается влиянию, страдает от последствий своего собственного поведения. Эта тесная связь действия и страдания, или подверженности действию, и образует то, что мы называем опытом.» /с.66/
«Отсюда следуют некоторые важные для философии выводы. Прежде всего, взаимодействие организма и окружающей среды, которое приводит к некоторой адаптации организма, облегчающей ему пользование благами среды, есть первичный факт, основная по важности категория.» /с.67/
«Интеллект – это не то, что дается нам в собственность однажды и навсегда. Он находится в постоянном процессе формирования, и для его сохранения необходимы постоянная склонность наблюдать за последствиями, непредвзятое стремление к познанию и готовность к новой адаптации в изменяющихся условиях.» /с.72/
«Понятия, теории, системы – это инструменты.
Их ценность, как ценность любых инструментов, заключена не в них самих, а в их способности к работе, выявляемой в последствиях их применения.» /с.97/
«На самом деле под истиной как полезностью имеется в виду услуга идеи либо теории, состоящая именно в таком их вкладе в реорганизацию опыта, способность к которому и была в них заявлена.» /с.103/
«Да, более верно считать, что общественные устроения, законы и институты созданы для человека, чем то, что человек создан для них; это скорее они являются средствами и посредниками в достижении человеческого благосостояния и прогресса. Но они не средства добывания чего-либо для индивидуумов, даже не средства добывания счастья. Они средства сотворения индивидуумов.» /с.122/