Размер шрифта
-
+

Цветовое поле города в истории европейской культуры

1

Успенский А.И. Императорские дворцы: В 2 т. Т II. Ораниенбаум. Царское село. Павловск. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1913. C. 47.

2

Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. 2 изд., испр. и доп. СПб.: Наука, 1991. С. 16.

3

Ефимов А.В. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990. С. 225.

4

Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с франц.; отв. ред. перевода Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. С. 16.

5

Там же. С. 172.

6

Там же. С. 49.

7

Minah G. Blackness. Whitness. Chromaticness. Formulas for High Visibility in the Modern City // Color Communication and Management. AIC Proceeding / ed. by A. Hansuebsai. Bangkok, 2003. Р. 28.

8

DeFusco R. Architektur als Massenmedium: Anmerkungen zu einer Semiotik der gebauten Formen. Guetersloh: Bertelsmann Fachverlag, 1972. S. 22.

9

Миллс Ч.Р. Социологическое воображение/ пер. с англ. О.А. Оберемко; под общей ред. и с пред. ГС. Батыгина. М.: Издательский дом NOTA BENE, 2001. С. 8.

10

Дюркгейм Э. Социология, Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр. А.Б. Гофмана. М.: Канон, 2006. С. 39.

11

Зиммель Г. Флоренция // Логос. 2002. № 3–4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.mss.ru/ logos/2002/3/zimmflor.html (дата обращения 28.02.2012).

12

Гидеон З. Пространство, время, архитектура / пер. М. Леонене, И. Черня. М.: Стройиздат, 1984. – 456 с.

13

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.: Изд-во В. Шевчук, 2009. – 344 с.

14

Pevsner N. Pioneers of Modern Design: From William Morris to Walter Gropius; Revised and Expanded Edition. Yale: Yale University Press. – 192 p.

15

Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. М.: Ком-Книга, 2006. С. 11.

16

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / пер. с итал. В. Резник, А. Погоняйло. СПб.: Симпозиум, 2006. С. 302.

17

Гурин С.П. Образ города в культуре: метафизические и мистические аспекты // Топос: литературно-философских журнал. 30.06.2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.topos.ru/artide/6747 (дата обращения 03.03.2012).

18

Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. М.: Новое литературное обозрение, 2001. – 576 с.

19

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе. М.: Медиум, 1996. С. 58.

20

Бауман З. Индивидуализированное общество: пер. с англ. / под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2002. С. 59.

21

Эко У. Указ. соч. С. 269.

22

Там же. С. 297.

23

Там же. С. 299–301.

24

Ефимов А.В. Указ. соч. С. 224–225.

25

Hebestreit A. Die soziale Farbe. Wie Gesellschaft sichtbar wird. Berlin-Munster-Wien-Zurich-London: Lit. Verlag, 2007. S. 20.

26

Бархин М.Г Архитектура и человек. М.: Наука, 1979. C. 158–159.

27

Gamier von F.E. Meine farbigere Welt // Die Farben der Architektur: Facetten und Reflexionen / J. Uhl (Hrsg.). Basel [u.a.]: Birkhauser, 1996. S. 71.

28

Ефимов А.В. Указ. соч. С. 225.

29

Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т II. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. – 391 с.

30

Бурдье П. Указ. соч. С. 75.

31

Лихачев Д.С. Указ. соч. С. 359.

32

Зедльмайер Г. Искусство и истина. М.: Axioma, 2000. – 272 с.

33

Лихачев Д.С. Указ. соч. С. 150.

34

Heese С. Probleme der Farbgebung // W. Arenhoevel, R. Bothe (Hrsg.). Das Brandenburger Tor 1791–1991. Berlin, 1991; Herm Ch. Die Farbigkeit der Fassade in der Restaurierung // Restauro. Forum fur Restauratoren, Konservatoren und Denkmalpfleger. Pigmente an der historischen Fassade. Marz. 2007. S. 4-13 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. restauro.de (дата обращения 12.12.11).

35

Бурдье П. Указ. соч. C. 128.

36

Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2006. – 438 с.

37

Грабарь И. О древнерусском искусстве. Исследования, реставрация и охрана памятников. М.: Наука, 1966. С. 31.

38

Зукин Ш. Ландшафты власти. От Детройта до мира Диснея: пер. В.В. Вагина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. urban-club. ru/?p=91 (дата обращения: 02.03.2012).

39

Зукин Ш. Указ. соч.

40

История Древнего Мира: В 3 т. Т 2. Расцвет Древних обществ. 2-е изд. / под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М.: Наука, 1983. – 574 с.

41

История Древней Греции / под ред. В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1996. С. 158–168.

42

Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность. Очерки. М.: Искусство, 1986. – 207 с.

43

Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. С. 16.

44

Возможно, на такое понимание структуры цветового пространства как замкнутого, ограниченного участка оказал влияние характер греческого ландшафта: «расчлененное бухтами и реками побережье, ограниченные горами долины, разбросанные в Эгейском море на сравнительно близких расстояниях тела островов – всюду взгляд наталкивается на преграды, замыкающие небольшие, живописные участки пространства» (Кармин А.С. Культурология. М.: Лань, 2003. С. 140).

45

Кнабе Г. Свенцицкая И. Античность и ее наследие // Очерки по истории мировой культуры. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 33–34.

46

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / пер. с фр. В. Наумова; под ред. И. Борисовой. М.: «Ad Marginem», 1999. С. 316.

47

Van Zanten D. The architectural polychromy of the 1830’s. Reprint of the ed. originally presented as the author’s thesis, Harvard University, 1970. New York & London: Garlan Publishing, 1977. P. 64.

48

Кнабе ГС. Указ. соч.

49

Кнабе Г.С. Указ. соч.

50

Кнабе ГС. Указ. соч.

51

Элиаде М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения: перев. с англ. М.: Ладомир, 1999. С. 338.

52

Там же. С. 337–338.

53

Levy-Bruhl L. L’experience mystique et les symboles chez les primitifs. P.: Alcan, 1938. P. 183.

54

Элиаде М. Указ. соч. С. 338.

55

Color for Architecture / T Porter, B. Mikellides [Ed.]. NY: Van Nostrand Reinhold, 1976. P. 23.

56

См. напр.: Hittorf J. Restitution du temple d’Empedocle а Selinonte, ou L'architecture polychrome chez les Grecs. Paris: Firmin-Didot freres, 1851. – 843 p.; Jones O. The grammar of ornament. London: Quaritch, 1910. – 157 p.; Kugler F. Ueber die Polychromie der griechischen Architektur und Skulptur und ihre Grenzen. Berlin: Verlag von Georg Gropius, 1835. – 76 S.; Semper G. Vorlaufige Bemerkungen uber bemalte Architectur und Plastik bei den Alten. Altona: J.F. Hammerich, 1834. – 49 S.; Semper G. Uber Polychromie und ihren Ursprung: ein Beitrag zur vergleichenden Baukunde. Leipzig: Vieweg, 1851. – 104 S.

57

Kugler F. Op. cit.

58

HittorfJ. Op. cit.

59

Semper G. Vorlaufige Bemerkungen uber bemalte Architektur und Plastik bei den Alten.

60

Gage J. Kulturgeschichte der Farbe: von der Antike bis zur Gegenwart. Ravensburg: Maier, 1994. S. 27.

61

См., напр.: Gage J. Op. cit. S. 16.

62

Van Zanten D. Op. cit. P. 64.

63

Semper G. Kleine Schriften. Nachdr. der Ausg. Berlin 1884. Hildesheim; Zurich [u.a.]: Olms-Weidmann, 2008. P. 236–237.

64

Nissen H. Orientation. Studien zur Geschichte der Religion. Heft 2. Berlin: Weidmann, 1907. S. 230–236.

65

Beyer A. Die Orientierung griechischer Tempel. Zur Beziehung von Kultbund und Tur / / Licht und Architektur: Schriften des Seminars fur Klassische Archaologie der Freien Universi^t Berlin / Heilmeyer W.-D., Hoepfner W. Tubingen: Wasmuth, 1990. S. 1–9.

66

Gage J. Op. cit. S. 58.

67

Semper G. Vorlaufige Bemerkungen uber bemalte Architektur und Plastik bei den Alten.

68

Gage J. Op. cit. S. 26.

69

Ibid. S. 58.

70

KnufJ. Unsere Welt der Farben: Symbole zwischen Natur und Kultur. Koln: DuMont, 1988. S. 92.

71

Phleps H. Die farbige Architektur bei den Romern und im Mittelalter. Berlin: Wasmuth, 1930. S. 20.

72

Semper G. Der Stil in den technischen und tektonischen Kunsten oder praktische Asthetik: Die textile Kunst fur sich betrachtet und in Beziehung zur Baukunst. Bd. 1. Frankfurt a. M.: Verl. fur Kunst u. Wissenschaft, 1860. S. 228.

73

Phleps H. Op. cit. S. 13–20.

74

Semper G. Vorlaufige Bemerkungen uber bemalte Architektur und Plastik bei den Alten. S. 12.

75

Phleps H. Op. cit. S. 26–27.

76

Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука / под. ред. В.Н. Ярхо. М.: Высшая школа, 1995. C. 8.

77

Греки и варвары Северного Причерноморья в скифскую эпоху. СПб: Алетейя, 2005. С. 413.

78

Кармин А.С. Указ. соч. С. 143.

79

Кнабе ГС. Указ. соч.

80

История средних веков: В 2 т. Т 1 / под ред. С.П. Карпова. 4-е изд. М: Изд-во Моск. ун-та; Изд-во «Высшая школа», 2003. – 640 с.

81

Вагин В.В. Городская социология. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. – 78 с.

82

История средних веков.

83

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской летературы. М.: Наука, 1977. С. 18.

84

Топоров В.Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте / / Исследования по структуре текста. М.: Наука, 1987. С. 127–128.

85

Berndt H. Ist der Funktionalismus eine funktionale Architektur? Soziologische Betrachtung einer architektonischen Kategorie // Architektur als Ideologie / H. Berndt, A. Lorenzer, K. Horn. Frankfurt (Main): Suhrkamp, 1968. S. 14.

86

Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого: пер. с фр. / общ. ред. С.К. Цатуровой. М.: Прогресс, 2001. С. 37.

87

Кармин А.С. Указ. соч. С. 149.

88

Ле Гофф Ж. Указ. соч. С. 36.

89

Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983. С. 256.

90

Color for Architecture. P. 24.

91

Прокопий Кесарийский. О постройках. Книга 5: 1:27 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. byzantion.ru / myriobiblion / prokopij / p_aed 1.htm (дата обращения 10.02.2012).

92

Там же.

93

Там же.

94

Тяжелов В.Н., Сопоцинский О.И. Искусство средних веков. Византия. Армения и Грузия. Болгария и Сербия. Древняя Русь. Украина и Белоруссия. М.: Искусство, 1975. С. 56–59.

95

Gage J. Op. cit. S. 40, 64.

96

Хейзинга Й. Осень Средневековья. М.: Прогресс, 1995. С. 156.

97

Там же. С. 225.

98

Хейзинга Й. Указ. соч. С. 19.

99

Там же. С. 156.

100

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. С. 191.

101

Хейзинга Й. Указ. соч. С. 25.

102

Там же. С. 214.

103

Хейзинга Й. Указ. соч. С. 21.

104

Там же. С. 20.

105

Там же. С. 213.

106

Там же. С. 220.

107

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. С. 430.

108

Кармин А.С. Указ. соч. С. 390.

109

Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992. – 63 с.; Мерло-Понти М. Феноменология восприятия: пер. с фр. / под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. СПб.: Ювента; Наука, 1999. – 603 с.

110

Флоренский П.А. Обратная перспектива // Соч.: В 4 т. Т 3 (1). М.: Мысль, 1999. С. 46–98.

111

Тяжелов В.Н., Сопоцинский О.И. Указ. соч. С. 55–87.

112

Расторгуев А.Л. Перспектива в живописи итальянского Возрождения: основные аспекты проблемы // Проблемы истории античности и средних веков. М.: Изд-во Московского университета, 1983. С.139.

113

Хейзинга Й. Указ. соч. С. 36.

114

Там же. С. 202.

115

Топоров В.Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте. С. 123.

116

Хейзинга Й. Указ. соч. С. 202.

117

Кармин А.С. Указ. соч. С. 390.

118

Дюби Ж. Европа в средние века / пер. с фр. В. Колесникова. Смоленск: Полиграмма, 1994. С. 119

119

Хейзинга Й. Указ. соч. С. 66.

120

Лихачев Д.С. Указ. соч. С. 40.

121

Там же. С. 48.

122

Алферова ГВ. Кормчая книга как ценнейший источник древнерусского градостроительного законодательства. Ее влияние на художественный облик и планировку русских городов // Византийский временник. 1973. Т 35. С. 195–225.

123

Прокопий Кесарийский. Указ. соч.

124

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / / Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 234–407; Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. – 321 с.

125

Дюби Ж. Указ. соч. С. 114–119.

126

Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 2. Изменения в обществе. Проект теории цивилизации. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. С. 264.

127

Руткевич А.М. Историческая социология Норберта Элиаса // Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования: В 2 т. Т. 2. Изменения в обществе. Проект теории цивилизации. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. С. 353.

128

Россер Дж. Братства и социальное взаимодействие в средневековых английских городах / / Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3. Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. М.: Наука, 1999. С. 205.

129

Berndt H. Op. cit. S. 15–16.

130

Россер Дж. Указ. соч. С. 204.

131

Berndt H. Op. cit. S. 10.

132

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. С. 316.

133

Хейзинга Й. Указ. соч. С. 19.

134

Ле Гофф Ж. Указ. соч. С. 335–336.

135

Кармин А.С. Указ. соч. С. 98.

136

Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. – 477 с.

137

Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды. М.: Стройиздат, 1984. – 376 с.

138

Саваренская Т.Ф. Указ. соч.

139

Там же.

140

Heresch E. Rot in Russland / / Rot in der russischen Kunst / Kunstforum. Hrsg. von I. Brugger. Milano: Skira; Ostfildern: Hatje, 1998. S. 14.

141

Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л.: Лениздат, 1988. С. 200; Рыбаков Б.Л. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. 2-е изд., доп. М.: Наука, 1982. С. 106.

142

О дворах галицкого боярина Судиславля, Новгородского боярина Ставра Годиновича см.: Тихомиров М.Н. Крестьянские и городские восстания на Руси XI–XIII вв. / / Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М.: Наука, 1975. С. 165, 179.

143

Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов: полемические заметки. Л.: Лениздат, 1984. С. 99

144

Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000. С. 334.

145

Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре: В 2 т. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. С. 544.

146

Сурина О.М. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. 2-е изд. с измен. и доп. М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. С. 37.

147

Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII–XIII вв. Л.: Наука, 1979. С. 74.

148

Саваренская Т.Ф. Указ. соч.

149

Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. Историко-географическое исследование. М.: АН СССР, 1951. – 261 с.

150

Грибер Ю.А. Эпистема цвета в смоленской архитектуре и живописи. Смоленск: Маджента, 2008. – 297 с.

151

Редков Н.Н. Смоленск в его прошлом и настоящем. 2-е изд. (репринт). Смоленск: Годы, 2000. С. 8.

152

Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Указ. соч. С. 407.

153

Там же.

154

Там же. С. 25–300.

155

Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Указ. соч. С. 407.

156

Лихачев Д.С. Указ. соч. С. 49–50.

157

Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Указ. соч. С. 52.

158

Там же. С. 208.

159

О фресках Смоленска см.: Суслов В.В. Раскопки древнего храма Смоленска // Архив ЛОИА АН СССР. Ф. Археологической комиссии. 1867. № 7; Клетнова Е.Н. О раскопках на Смядыни. Доклад в Обществе изучения Смоленской губернии // ИАК. 1910. Прибавление к вып. 34. С. 162–168; Сычев Н.П. Смоленск. Церковь Петра и Павла / / Архив ГТГ Ф. 67. № 361. Л. 57–62; Воронин Н.Н. Смоленская живопись XII века / / Творчество. 1963. № 9. С. 16–17; Каргер М.К. Зодчество древнего Смоленска. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1964. – 140 с.

160

Воронин Н.Н. Смоленская живопись XII–XIII веков. М.: Искусство, 1977. С. 145.

161

Воронин Н.Н. Уаз. соч. С. 145.

162

Там же. С. 265.

163

Там же. С. 111.

164

Там же. С. 52.

165

Белогорцев И.Д. Архитектурный очерк Смоленска. Смоленск: Смолгиз, 1949. С. 9.

166

Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Указ. соч. С. 265.

167

Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л.: Наука, 1986. – 158 с.

168

Воронин Н.Н. Смоленская живопись ХП – ХШ веков. С. 134.

Страница notes