Размер шрифта
-
+

Цветоведение. Основы изобразительной грамоты для начинающих - стр. 3

– благородство и ясность;

– использование контраста;

– деликатность и чувство меры;

– пропорциональность;

– организованность в построении цветовой композиции.

Античное искусство отражает конкретные явления реальной жизни. Цвет служит для передачи разнообразных явлений действительности и тесно связан с поиском новых пигментов.

В период расцвета античной культуры преобладают четыре цвета: белый, жёлтый, красный, чёрный. Были распространены также зелёный, синий и серый.

Белой краской служил рыхлый глинистый известняк с острова Мелоса и мел, чёрной – сажа, жёлтой – окрашенная лимонитом глина, красной – глинозём. По описанию Плиния, пурпурную краску получали из пурпуровых улиток.


Образцы античной живописи


В Средние века представления о цвете приобретают религиозное значение. Все цвета подразделяются на божественные и богопротивные.

Главными цветами являются: белый, золотой, пурпурный, красный и синий.

Белый цвет – символ света и божественности, красный – обозначает престол Всевышнего, кровь Христа и любовь, синий – олицетворяет нематериальный мир (небо), носит мистический характер и всегда имеет только положительное значение.

Божественное значение несут золотой и жёлтый цвета.

Зелёный цвет напоминает о земной жизни Христа, символизирует весеннее возобновление жизни, воскресение, молодость. В то же время зелёный – это цвет глаз дьявола. Фиолетовый цвет считается цветом траура королей. Коричневый и серый – не употребляются, т. к. считается, что в них цвет отсутствует. Чёрный цвет является знаком ада, неверия и греха, обозначает смерть, смирение и отказ от мирских радостей.

Исключительно велика была забота средневекового художника о качестве красок, их яркость была одним из критериев эстетического суждения эпохи.

Появляются новые цвета, которые придают живописи еще большее богатство, намечается переход от цветовой поверхности к цветовому пространству.


Образцы средневековой живописи


Эпоха Возрождения ознаменовалась теоретическими исследованиями цвета. Представления о цвете ставятся на научную основу, появляется понятие цветовой этики в живописи, изучается характер влияния освещения на цвет.

Альберти выделяет четыре цвета, соответствующие четырем стихиям: красный – стихии огня, голубой – воздуха, зелёный – воды, а серый и пепельный – земли.

Леонардо да Винчи считал, что истинных цветов шесть: белый, жёлтый (земля), зелёный (вода), синий (воздух), красный (огонь), чёрный (мрак). Считаются гармоничными цвета: зелёный – пурпурный, красный – фиолетовый.


Образцы искусства эпохи Возрождения


Индустриальная революция привела к созданию синтетических красителей и к изобретению оловянных туб, которые упростили использование красок. Были открыты новые цвета, например, синий кобальт, заменивший ультрамарин. Свежие, привлекательные цвета обусловили появление импрессионизма. Они открыли дорогу цветовым и световым исканиям. Вслед за ними к большим красочным поверхностям придут сторонники геометрической абстракции. Для фовистов цвет станет субъективным, а для Синьяка и Сера, наоборот, будет определять собой объективную, научную живопись, подчиненную законам физики. Цвет и свет сами становятся главной темой картины. Эта эволюция имела логическое завершение в творчестве кубистов, особенно Кандинского и Сони Делоне.

Страница 3