Цветник духовный. Мысли и изречения святых и великих людей - стр. 34
Возлюби Бога всем сердцем, всей душой и всем помышлением твоим, если хочешь избежать вечного мучения по смерти, если желаешь вкусить вечных радостей, вечного блаженства, еще живя на земле, которые, поверь, так велики, так удовлетворяют требованиям нашего сердца, что уже ничто в мире не прельстит тебя.
«Как предохранить себя от искушений?» – спросил некто авву Пимена. Святой старец ответил: «В котел, беспрестанно кипящий, не влетит никакая муха; и душу, воспламененную любовью к Богу, ничто соблазнить не может».
Внутреннее и внешнее богопочитание
Если холодна наша любовь, – холодна бывает и деятельность наша.
Блж. Августин
Внешнее, видимое благочестие без внутреннего – лицемерие и обман.
Свт. Тихон Задонский
Человек состоит из души и тела, поэтому и отношения наши к Богу, как к Существу всесовершенному, Виновнику нашего бытия, спасения и блаженства, должны выражаться не душой только, но и телом, или, иначе сказать, богопочитание наше должно быть не внутреннее только, но и внешнее.
Если в дереве есть жизнь, то жизнь эта по необходимости обнаруживается. Дерево покрывается листьями, цветами и, наконец, плодами: так и внутреннее богопочитание, истинное, живое, действительное, по необходимости соединено бывает с внешним богопочитанием.
Кто не знает тесной связи между движениями души и их обнаружением? Кому не известно, что человек, будучи обладаем каким-нибудь сильным чувством, не может вовсе утаить стремительных движений своей души? Есть ли хотя бы один сострадательный к бедному, который не выражал бы своего сострадания какими-нибудь внешними знаками? Есть ли хотя бы один нежный и почтительный сын, который не обнаруживал бы своей покорности родителям? Какой народ, уважая царей своих, не свидетельствовал бы им своего уважения какими-либо внешними действиями?
Отец богатый и не достигший еще преклонной старости не нуждается в том, чтобы дети его, пришедшие уже в возраст, делали ему приношения из приобретенного ими имения, но ему приятно бывает, если они делают это, потому что в этих действиях они видят знаки усердия и любви их к нему; подобным образом и
Отец Небесный не имеет нужды в наших жертвах (одном из знаков внешнего богопочитания), но с благоволением взирает на них, если они – выражение нашего усердия, благодарности и любви к Нему. Доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7).
Любовь – это первое и главное чувство, каким должны быть запечатлены все наши отношения к Богу; но любовь холодная, ничем не выражающая себя, есть не что иное, как пустой призрак, безжизненное изображение, подобное живописному изображению огня, который, при всей яркости цветов, не светит, не согревает; если