Цивилизация будущего - стр. 38
Этот же вопрос можно сформулировать проще. Будет ли являться правдой утверждение: если государство что-то не контролирует, значит это зло?
Зачастую, чтобы разобраться с каким-то предметом, необходимо выявить крайности. А такие формулировки вопросов выглядят достаточно крайними.
В этом случае, представляется возможность привести крайний, граничащий с абсурдом, пример.
Допустим, государство в своём желании контролировать любые процессы, ушло настолько далеко, что сочинение музыки в нём стало полностью контролируемой функцией. И, конечно, в этом случае должна появиться должность официального государственного композитора. А чтобы не возвращаться к вопросу о том, кому дозволено сочинять музыку, а кому нет, эту должность можно утвердить, как наследственную. Тогда процесс сочинения музыки будет контролироваться государством в максимальной степени. Тогда не будет возникать композиторов спонтанно, даже если они могли бы стать и выдающимися.
Представим последствия таких решений. Не исключено, что первый официальный государственный композитор действительно окажется выдающимся, и он будет иметь талант к сочинительству музыки. Хотя, могут назначить и не талантливого композитора, а просто фаворита верховного чиновника. Но пусть в нашем примере композитор стал фаворитом чиновника именно, потому что он способен. Пусть наш государственный композитор окажется талантлив.
Впрочем, ему на смену придут его дети. И, просто исходя из математических выводов, можно предположить, что дети композитора вряд ли проявят настолько же яркий талант в сочинительстве музыки. Хотя, когда есть привилегии, а также достойное государственное жалование, люди могут стараться вполне искренне. Дети первого композитора тоже выучатся на музыкантов и будут сочинять музыку.
В это же время в обществе будет рождаться много других талантливых композиторов, но им законом будет запрещено сочинять музыку, потому как эта должность уже под контролем, а самодеятельность – это зло.
Нужно ли говорить в какое унылое состояние придёт эта страна, потому что со временем музыка в ней может стать отвратительной. Но люди будут обязаны её слушать, потому что государство будет должно контролировать и это.
Да, пример этот кажется абсурдным. Но если посмотреть на историю, то не такой уж и крайний.
Вспомним великого русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова и его бессмертный шедевр «Мастер и Маргарита». Именно в этом романе описываются взаимоотношения между талантливым мастером слова и государством, а также контроль за сферой искусства. Ирония в том, что именно такая участь постигла сам роман «Мастер и Маргарита». Булгаков так и не дожил до момента признания. И по этой причине судьбу его можно назвать трагичной.