Цитаты из русской истории. От призвания варягов до наших дней. Справочник - стр. 78
В неопубликованном дневнике Кукольника за 1835-1842 гг.: «Если царь прикажет – через два месяца акушеркой буду». ►Русские писатели. 1800-1917. Биогр. словарь. – М., 1994, т. 3, с. 215.
** Матушка Россия тем хороша, что все таки в каком нибудь углу ее да дерутся.
В разговорах с Денисом Давыдовым, согласно его воспоминаниям «Тильзит в 1807 году» (опубл. в 1839 г. ). ►Давыдов Д. В. Сочинения. – М., 1963, с. 256.
81 Герои тыла.
Загл. книги: «Герои тыла. Очерки преступной деятельности чинов интендантского ведомства во время русско японской войны»
(1908)
Почто, царю, силных во Израиле побил еси, а воевод, от Бога данных ти на враги твоя, различными смертьми расторгл еси (...)? // Зачем, царь, сильных во Израиле истребил, и воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал (...)?
Первое послание Ивану Грозному (1564)
ПЛДР. Вторая половина ХVI века. – М., 1986, с. 16, 17
«Сильные во Израиле» – «знатные и влиятельные лица».
...Затворил еси царство Руское, сиречь свободное естество человеческое, аки во аде твердыни [словно в адовой твердыне], и кто бы из земли твоей поехал (...) до чюжих земель (...), ты называешь того изменником (...) и казнишь различными смертми.
Третье послание Ивану Грозному (1579)
ПЛДР. Вторая половина ХVI века. – М., 1986, с. 94, 95
И нарицалися тогда оные советницы у него избранная рада. // Назывались же тогда эти его советники избранной радой.
«История о великом князе Московском» (начало 1570 х гг.)
ПЛДР. Вторая половина ХVI века. – М., 1986, с. 228, 229
Термин «Избранная рада», принадлежит, по видимому, самому Курбскому и в других источниках не встречается.
...Спустошение земли (...) от тебя (...) с кромешники твоими.
Там же
ПЛДР. Вторая половина ХVI века. – М., 1986, с. 320
«Кромешниками» названы здесь опричиники. «Кроме» – то же, что и «опричь»; «тьма кромешная» – обозначение ада (Матф., 8:12; в синодальном переводе: «тьма внешняя»). Создавая термин «кромешник», Курбский использовал оба эти значения.
На коле, яко на престоле седящ, воспевал канон (...) Исусу Христу (...). // Сидя на колу, как на престоле, воспел (...) канон (...) Иисусу Христу.
Там же (о князе Дмитрии Шевыреве, казненном в фев. 1565 г.)
ПЛДР. Вторая половина ХVI века. – М., 1986, с. 330, 331
...Нерона презлаго презыде лютостию (...). // Злобного Нерона жестокостью превзошел.