Чужак из ниоткуда – 2 - стр. 22
Одних библиотек не меньше десяти.
Обсерватория, в которой, говорят, несколько лет проработал сам Омар Хайям…
Куда всё делось, спрашивается? Впрочем, и на Земле, и на Гараде хватает городов, некогда переживших высочайший расцвет, а ныне вполне себе тихих и провинциальных. Бывает.
Неподалёку от вокзала мы набрели на ресторан с необычным названием «Гигант» и отлично там пообедали вкуснейшим горячим пловом с помидорным салатом и зелёным чаем с пахлавой на десерт.
В высоком, с узорчатыми деревянными колоннами и сводчатым потолком зале ресторана было по дневному времени малолюдно и довольно прохладно, хотя кондиционерами здесь и не пахло. Задерживаться, тем не менее, не стали – поели, попили чаю, расплатились и пошли дальше.
Почти сразу же вышли к реке Мургаб, прошли вниз по течению и вскоре оказались возле моста. Сразу за мостом марыйские пацаны устроили себе место для купания, а мост использовали в качестве вышки, сигая с него в зеленоватую и довольно быструю воду.
Мы остановились посмотреть. Было жарко.
Вот какой-то мальчишка, по виду мой ровесник, залез на перила, поднял руку вверх.
– Выступает Дзампано! – разнёсся над Мургабом его радостный крик.
Надо же, подумал я, и здесь то же самое.
Так провозглашали кушкинские пацаны, когда собирались совершить нечто особенное на глазах товарищей.
– Выступает Дзампано! – и прыгали в воду с пятиметровой вышки.
Чаще всего «солдатиком», но некоторые отваживались и «ласточкой».
– Выступает Дзампано! – и шли по узкой доске на трёхметровой высоте в спортгородке танкового полка.
– Выступает Дзампано! – стойка на руках.
– Выступает Дзампано! – кувырок через голову или «колесо».
– Выступает Дзампано! – соскок с турника из виса вниз головой.
На глазах товарищей – это обязательно. Ещё лучше, чтобы и девчонки смотрели. А иначе зачем вообще что-то провозглашать? Останься один и кувыркайся, сколько душе угодно. Оттачивай технику. Молча. Нет, без зрителей, не интересно.
Но почему Дзампано?! Кто он такой – Дзампано?! Этого я довольно долго не мог понять, а спрашивать напрямую не хотелось. Из ложного самолюбия, да, но всё равно не хотелось. Проще крикнуть самому и подтянуться пять раз на одной руке, хе-хе. Или крутануть на турнике «солнце».
А потом в Кушку привезли старый чёрно-белый фильм итальянского режиссёра Федерико Феллини «Дорога», вышедшего на экраны ещё до рождения Серёжи Ермолова, в тысяча девятьсот пятьдесят четвёртом году.
Дзампано оказался главным героем фильма.
Циркач-силач, разрывающий ни груди цепи – вот кто такой Дзампано! Сыграл его прекрасный фактурный актёр Энтони Куинн, а его подругу Джельсомину – Джульетта Мазина. Отличная история, между прочим, запала мне в сердце, Феллини и впрямь очень хорош.