Чудные мгновения. Уроки литературы - стр. 53
Забыть – не думать – не знать – вот наше «золотое» правило на все времена. И не случайно так смущало московскую Русь, погрязшую в татарском рабстве, вольное золотое время Киевской Руси. Чванливая и самодовольная Москва ничего не видела никогда дальше собственной истории, не особенно лицеприятной и полной темных и кровавых дел.
В 1911 году русский поэт М. Зенкевич пишет свое стихотворение «Князья», именно ими он восхищается и любуется:
Любо было вам, идя в походы,
Хлеб и соль встречать с поклоном в селах,
И чеканный ковш лесного меда
Пить с дружиной на пирах веселых.
Но как только почувствуешь этот дух древнего славянства, так от более близкой истории и следа не остается больше. Не было тогда в русских душах обреченного уныния, именно православное христианство с его бесконечными запретами и карами принесло его с собой,
И с утра с колчаном стрел каленных
В топкой гати на болоте буром,
Стоя в стременах раззолоченных,
С гиком гнаться за мясистым туром.
Тризны, свадьбы, княжеские пиры, все это сплачивало людей, давало им уверенность в собственной мощи и свободе. Но постепенно горькие и страшные явления проникали в эту реальность, войны, междоусобицы, которых не могло смирить и христианство:
Но зато, когда из-за удела,
Спор решали вы крутой расправой,
Долго по ночам земля гудела,
Досыта напившись крови ржавой.
Но не идеализирует те далекие времена русский поэт. Хотя с горечью и болью вспоминает он об ушедших навсегда русских князьях:
Кто стрелой татарской убиенный,
Кто снедаем язвой моровою,
В черной схиме, в простоте смиренной,
Отошли вы к вечному покою.
Ничего от них не осталось в этом мире, даже могилы их сметены с лица земли:
И старинного чекана раки,
Плесневея в отсыревшем склепе,
Ваши имена гласят во мраке
Золотом церковных благолепий.
Но и во времена, когда заискивал перед ордой московский князь Иван Калита, одаривая ханов подарками и уничтожая всех братьев, стоявших у него на пути, находились совсем другие князья. Мы перенесемся из седой древности во времена, когда внук Чингисхана, хан Батый покорял один за другим русские города, дух гордых викингов оставался в душах русских князей.
Д. САМОЙЛОВ КНЯЗЬ ВАСИЛЬКО РОСТОВСКИЙ
Но с нами остаются и легенды о подвигах русских князей в период татарского рабства. В одном из своих изящных стихотворений поэт Д. Самойлов вспоминает о трагической судьбе Ростовского князя Василько, противостоявшего грозному Батыю:
Ужель встречать в воротах
С поклонами беду?
На Сицкое болото
Батый привел орду.
От крови человечьей,
Подтаяла река.
Кипит лихая сеча
У княжья городка.