Размер шрифта
-
+

Чудеса и видения - стр. 18

Жития святых, 20-е сентября

Идол Аполлон исповедует Божество Иисуса Христа

Святой Конон Исаврийский, впоследствии мученик, желая обратить своих соотечественников-идолопоклонников к истинному Богу и доказать превосходство христианства перед язычеством, предложил им такое условие: «Пойдемте все, сказал он им, к капищу Аполлонову, вы прежде, а я, как человек старый, пойду за вами; кто из нас прежде придет к капищу, – того Бог есть истинный и в Того веровать будем все». Исавряне согласились на это, но потом сами же обманули святого, не сдержав своего слова и обещания. Тогда святой Конон сказал им: «Если вы не верите моему Богу, то поверите ли своему богу – если что-нибудь скажет вам, то исполните ли его слово?» Исавряне сказали все: «Лишь только услышим бога нашего что-либо говорящим, готовы тотчас исполнить слово его, ибо веруем в то несомненно». И снова заключили условие со святым и крепче прежнего обещали верить тому слову, которое произнесет бог их. Тогда святой, став пред той пещерой, которая была капищем Аполлоновым, громким голосом воззвал к идолу: «Тебе говорю: повелевает тебе Господь мой Иисус Христос, выйди из своего капища и приди ко мне сюда», – и тотчас бездушный идол сделался как бы живым, поколебался и упал со своего места, потом покатился по земле к святому; приблизившись к нему, встал с земли и стал прямо пред святым Кононом. Все присутствующие, будучи объяты ужасом, завопили, закричали от страха и хотели бежать. Тогда святой, дав знать рукой и не велев бояться, едва удержал их и, успокоив волнение народа, снова обратился к идолу. Все с напряженным вниманием смотрели, что еще имеет быть, а святой сказал идолу: «Скажи нам, бездушный идол, кто есть Бог истинный – ты ли или проповедуемый мною Господь мой Иисус Христос?» И тотчас идол, с трепетом простерши к небу свои каменные руки, громким голосом воскликнул по-человечески: «Один есть истинный Бог – проповедуемый тобою Христос», – и, сказав это, упал и разбился. Когда произошло это чудо, весь народ громким голосом вскричал: «Один есть истинный Бог, Бог Кононов. Он преодолел». И многие из народа уверовали во Христа и, сокрушив идолов, приняли святое крещение.

Жития святых, 5-е марта

Явление Господа нашего Иисуса Христа пред иудеями и христианами

В житии святого Григория, архиепископа Омиритского[13], после обширной беседы этого святителя против иудейства с Ерваном, учителем иудейским, рассказывается: Изнемогая в бесплодной беседе, Ерван сказал: «Зачем мы тратим время в долгих рассуждениях и предположениях! Я сейчас разрешу спор этот. Если хочешь, архиепископ, чтобы я без лукавства веровал в твоего Иисуса, что Он есть истинный Бог, то покажи мне Его живого, дабы мне видеть Его и говорить с ним, и тогда я открыто скажу, что вы, христиане, одолели и победили нас (иудеев)». Когда он сказал это, сонмище иудейское воскликнуло: «Молим тебя, учитель наш, чтобы ты не прельстился и не сделался христианином, но мужайся и утверждай в истине, ибо ты знаешь, что ничего нет истиннее того, что существует один Бог отцов наших». Но Ерван с гневом сказал им: «Что вы пустословите?! Слушайте же: если уверить меня, что Иисус Христос Тот есть, о Котором предвозвестили пророки – чего еще ждать будете?» А архиепископ, видя, что он говорит вправду, а не притворно, сказал ему: «Большое искушение делаешь мне, Ерван, и выражаешь прошение выше силы, касаясь не людей, но Бога, однако, ради уверения тебя и тех, которые с тобой (т. е. иудеев), в то же время, дабы более утвердились и сердца верных, силен Господь сотворить и это. Скажи же определенно, как ты хочешь, дабы я уверил тебя?» Ерван сказал: «Умоли Владыку твоего, чтобы Он, если Он на небесах, как ты говоришь, сошел сюда и явился мне, чтобы мне говорить с Ним, и – жив Господь – я тотчас уверую в Него и окрещусь». Когда Ерван сказал это, все множество иудейское воскликнуло: «Воистину, архиепископ, подтверди нам делом истинность твоих слов, покажи нам Христа твоего, чтобы мы, не имея, что еще возражать, со страхом уверовали в Него», – и уже настойчиво требовали, чтобы он показал им чувственно Христа, если Он жив после распятия и смерти. А между собой евреи говорили: «Если в самом деле архиепископ покажет нам Христа своего, то что будет? Увы нам, и, не желая, сделаемся христианами». А другие говорили: «Если покажет Его нам, то почему не захотим веровать в Него?» А еще иные говорили: «Как возможно показать Того, Который, будучи убит, как человек умер, и столько прошло лет с тех пор, как скончался! Где же найдутся тело и дух Его, когда и кости, и жилы давно рассыпались во гробе?» Архиепископ же, принимая в рассуждение величие дела и видя настоятельное требование противников, весь в уме своем положился на Господа и размышлял в себе, что если он не попросит Владыку Христа исполнить просьбу их, то противная сторона будет торжествовать, евреи выйдут из этого спора победителями, а христиане поэтому будут побежденны, и враги будут ругаться и поносить христиан. Поэтому с надеждой сказал сонмищу жидовскому: «Если изволит Христос мой, я всячески готов показать Его вам. Но вы твердо знайте, что если я покажу Его вам, а вы не захотите веровать в Него, то тотчас меч поразит вас всех; а если по своему недостоинству я не возмогу показать вам Господа моего, то поступайте, после этого по собственной воле». Услышав это, евреи были и печальны, и радостны, – печальны, опасаясь, как бы он не показал им Христа, и тогда должны будут веровать невольно, – радостны, надеясь, что не покажет, и они будут тогда свободно пребывать в своем заблуждении. Угодны были слова архиепископовы и Ервану, и всем, бывшим с ним, мудрейшим законоучителям, и они говорили между собой: «Невозможно никоим образом, чтобы человек, умерщвленный отцами нашими, умерший, запечатанный в гробе и украденный учениками своими, – этот человек был жив спустя пятьсот лет и более».

Страница 18