(говорит писание) и
молчаливаго, и трепещущаго словес Моих (Ис. 116, 2) и весьма возрадовался, как бы получив некоторое тайное сокровище. И тотчас взял его за руку, говоря: «Иди за мной, чадо», – и с честью привел его к епископам. А те, исполнившись божественной сладости и духовного утешения об обретении показанного Богом мужа, вывели его на средину церкви. Когда прошел об этом слух в городе, весьма скоро собралось бесчисленное множество народа. Епископ же, видевший видение, сказал всем громко: «Примите, братия, своего пастыря, которого помазал вам Дух Святый, – которому вполне вручил попечение о душах ваших и которого поставило не человеческое собрание, но суд Божий. Вот, кого желали, того ныне имеем, и кого искали, того ныне нашли и приняли; пасомые и наставляемые им, не лишимся надежды, чтобы смело предстать Богу в день его явления и откровения». Тогда народное множество воздало благодарение Богу и несказанно радовалось, а святой Николай отрицался принять сан этот, не терпя славы человеческой; однако, упрошенный всем собором мирян и клириков, и не желая взошел на престол архиерейский, кроме этого, убежден был к тому еще и видением, которое видел прежде смерти архиепископа, о чем Мефодий, патриарх цареградский, пишет так: «В одну ночь святой Николай видел стоящего близ него в славе Спасителя нашего, подавшего ему Евангельскую книгу, украшенную золотом и Маргаритами; а на другой стороне видел Богородицу, возложившую ему на плечи святительский омофор. Прошло несколько дней после этого, и скончался Иоанн, архиепископ мирский, и на его место поставлен был Николай». Припоминая это видение и ясно видя волю Божию, к тому же не презирая моления соборного, святой Николай и согласился принять сан архиерейский. А священный собор – епископы и клирики – совершив над ним все подобающее посвящению, сотворили радостный праздник, веселясь о богоданном пастыре своем, святителе Христовом Николае.
Жития святых, 6-е декабря
Чудесное избрание святого Амвросия во епископа Медиоланского
Святой Амвросий[10], тезоименитый «сладости», родился от родителей благородных: отец его, по имени Амвросий, был начальником (анфипатом) Галлии. Любя своего сына, он назвал его своим же именем. Каковая имела быть «сладость» Церкви Христовой от святого Амвросия, это предзнаменовано было тогда, когда Амвросий был еще младенцем: так однажды, когда он спал вне дома с открытыми устами, внезапно прилетел рой пчел, сел на нем, покрыл лицо его и уста, видно было даже, что пчелы входили в уста отрока, полагали мед на язык его и выходили. Увидев это, кормилица его хотела отогнать пчел, опасаясь вреда для отрока, но отец, видевший то, запретил ей, желая видеть, какой конец будет тому чуду. И вот пчелы поднялись, полетели кверху и стали невидимы. А отец был в ужасе и сказал: «Когда вырастет отрок этот, будет велик между людьми».