Что вы несете, или Как разобраться в идеях великих философов, чтобы понять себя - стр. 4
А потом не менее великого Бориса Гребенщикова, лидера группы «Аквариум», для того чтобы дать понять, что обретение мудрости – это восхождение на гору Фудзи.
Улитки – это мы (не медленно, а в своем темпе), движущиеся к вершине. Занятия философией – это саке, которое мы так ждем, потому что оно принесет если не счастье, то спокойствие. Но пока его несут, работаем с тем, что есть, и ползем дальше.
Зачем философия каждому, кто мыслит, становится очевидно в процессе этого самого мышления.
Особенно в моменты, когда хочешь, чтобы идея начинала раскатываться и завораживать тебя саму и окружающих как увертюра к «Кармен» в «Ла Скала», а выходит «Рюмка водки» на седьмой час корпоратива. Мыслим мы чаще всего из рук вон плохо, замыкаясь либо в границах повседневности, либо с запинками и перескоками с предмета на предмет, с тезиса на тезис. И это нормально, нас никто этому не учил.
Как через философию сформировать культуру мышления? В первую очередь, это крутейшая тренировка для ума. Философия проектирует познавательные и мыслительные механизмы. Например, формирует привычку к рефлексии как интеллектуальному действию, когда задумываешься о своих знаниях, проверяешь, ищешь их источник, не удовлетворяясь фразой «мне так сказали». Там же умение задавать вопросы и слышать ответы, спорить, находить аргументы, высказывать свою точку зрения, чтобы другие ее хотя бы понимали.
Во-вторых, философия помогает по-новому взглянуть на мироустройство. Многие современные социальные начинания вышли из философских идей: демократия, права человека, депрессия (и психотерапия). Ты, я, все остальные, наши мысли и поступки в какой-то мере – продукт философского знания. Все человеческое в человеке появилось благодаря огромной мыслительной работе на протяжении тысячелетий. Каждый шаг в завоеваниях права быть личностью и даже права ею иногда не быть («я девочка, я ничего не хочу решать») делала сначала философия, а затем человек. Откуда шагали, почему и ради чего подробно разъяснил русский философ Владимир Соловьев[4]на лекции, прочитанной в 1880 году студентам Санкт-Петербургского университета. Она настолько хороша и лаконична, что я не придумала ничего лучше, как назвать эту главу ровно так же, как назвал свой эпохальный философский спич Соловьев (втайне надеясь, что твоя память зацементирует название и выдаст одним холодным вечером, когда мозг зависнет на том, «что бы такое посмотреть-почитать». Это must – read на десяток страниц).