Что такое время, как и для чего оно формируется? - стр. 9
Рядовая жизнь с ее заботами, тяготами, огорчениями, волнениями, печалями и редкими моментами наслаждения, восторга, конечно, хороша сама по себе, позволяя каждому индивидуальному сознанию находиться в гуще событий, и не только в качестве статиста. Тут чувствуется биение общего, с которым сливается отдельное сознание. Поэтому каждый человек не желает отделяться от этого общего, и так цепляется за жизнь.
Но познание и жизнь – это ли самое главное, к чему стремится сознание?
Узнать это главное можно попытаться, если понять, что, прежде всего, делает каждое индивидуальное сознание. А оно в собственном конечном создает самое себя, формируя свое собственное время, или свое «настоящее». Что оно тут сделает, то и её. Плохо ли, хорошо, но отнять это невозможно у него. Это самоделание обеспечивают сознанию окружающие его материальные объекты, от которых оно способно через ощущения своего носителя отобрать информацию, обработать ее, обращая по ходу дела на что-то внимания больше или меньше в этом своем «настоящем». То есть без осмысливания и прочувствования сознанием поступающей информации с превращением конечного информационного продукта в деяния жизнь для человеческого сознания превращается в растительное существование.
Однако человек не только получатель информации, он и ее потенциальный источник. Какой ему смысл копить всё в себе. Он, видя подобные себе сознания, желает поделиться с ними тем, что накопил: и знаниями, и жизненными впечатлениям, и, в свою очередь, получить от них, быть может, что-то полезное или интересное. Он может попросить помощи и сам помочь кому-то не только советом, но и действием.
Значит, самое главное из того, что нужно человеку, а значит, и его сознанию, что он хочет и без чего не может жить, – это выразить себя. Человек может думать о себе или других что угодно, но он всегда стремится оставить после себя нечто конкретное, чтобы его помнили: что-то посадить, построить, кого-то воспитать, придумать новую теорию, написать книгу, песню, сделать изобретение, помочь ближнему, или, наоборот, наказать, унизить, победить, подчинить, сломать, уничтожить, погубить, расстрелять и т д.
Всё это вместе не имеет отношения к злу и добру, а всего лишь означает стремление человека как-то улучшить столь несовершенный мир по своему разумению. Но мир всё никак не улучшается, а человек всё никак не успокаивается. Ему, видимо, не дано понять, что несовершенство мира заложено в нем самом. Сам же он как конечное никогда не станет совершенным, да это и ни к чему, поскольку лишает его возможности борьбы, развития, выражения собственного несовершенства ради бесконечного избавления от него.