Размер шрифта
-
+

Что такое государство Израиль?

1

www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/is.html.

2

Chouraqui A. L’état d’Israël. Paris: PUF, 1962. Р. 126.

3

Kawach N. Real per capita of Palestinians plunges // Emirates 24/7. 2010. January 17.

4

Nahmias R. GDP per capita of Arab Israelis third of that of Jews // Ynet News, 2007, January 18 // http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-3354260,00.html.

5

MacIntyre D. Secret paper reveals EU broadside over plight of Israel’s Arabs // The Independent. 2011. December 27.

6

Shindler C. A History of Modern Israel. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. P. 7.

7

http://www.btselem.org/press_releases/20090909.

8

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. «Воображаемые сообщества» – понятие, определяющие любое национальное сообщество как искусственно созданное.

9

Существовали и другие виды сионизма – в частности культурный сионизм, некоторые деятели которого упомянуты в этой книге. В наши дни термин «сионизм» означает политический сионизм в том виде, в котором он существует с 1942 года.

10

http://news.bbc.co.uk/2/hi/in_depth/middle_east/israel_and_the_palestinians/key_documents/1682961.stm.

11

Именно тогда и возник термин «антисемит».

12

Пояснения слов, помеченных звездочкой, см. в Глоссарии в конце книги

13

Это движение, возникшее в XX веке, известно в Израиле как «дати-леуми», «национал-религиозное». Перевод «национал-иудаизм» используется по аналогии с введенным проф. Еврейского университета в Иерусалиме Зеевом Штернхелем термином «националистический социализм» (см. ссылку 1, стр. 93), причем краткая форма «национал-иудаизм», в отличие от «национал-социализма», не несет на себе груза исторических ассоциаций. Для анализа усиления влияния этого движения с 1967 года см.: Charles Enderlin. Au nom du Temple. Israël et l’irrésistible ascension du messianisme juif (1967–2013). Paris: Seuil, 2013.

14

Достоевский Ф.М. Записки из подполья. СПб.: Азбука-классика, 2008. С. 47.

15

Отрадин М.В. (сост.). Петербург в русской поэзии XVIII–XX века. Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1988. С. 148–150.

16

Давид Бен-Гурион (1886–1973) – основатель и первый руководитель Государства Израиль.

17

Цит. по: Georges Bensoussan. Un nom impérissable. Israël, le sionisme et la destructiono des Juifs d’Europe (1933–2007). Paris: Seuil, 2008. P. 151–152.

18

Авинери Ш. Происхождение сионизма. Основные направления в еврейской политической мысли. М.: Мосты культуры/Гешарим, 2004. С. 11.

19

Йехиль Яков Вайнберг, цит. по: Marc Shapiro. Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy. London: Littman Library of Jewish Civilization, 1999. P. 98–99.

20

Под Библией подразумевается 24 книги Торы (Пятикнижие, Пророки и Писания), которые в иудейских кругах называются Танах (аббревиатура названий трех групп книг: Тора, Невиим и Кетувим), а в христианских – Ветхий Завет.

21

Leibowitz Y. Peuple. Terre. État. Paris: Plon, 1995. P. 95–96.

22

Domb I. Transformation. The Case of the Neturei Karta. Brooklyn, NY: Hachomo, 1989. P. 20.

23

См.: Рабкин Я. Еврей против еврея. Иудейское сопротивление сионизму. М.: Текст, 2009. Гл. 3.

24

Вавилонский Талмуд. Трактат «Кетубот». С. 111a.

25

Leibowitz Y. Peuple. Terre. État. Paris: Plon, 1995. P. 171.

26

Вавилонский Талмуд из серии Artscroll: Talmud Bavli, Kesubos. Brooklyn, NY: Mesorah Publications, 2000. P. 110b1–2, note 15.

27

Ravitzky A. Messianism, Zionism, and Jewish Religious Radicalism. Chicago: University of Chicago Press, 1996. P. 18.

28

Издание английского перевода Вавилонского Талмуда из серии Artscroll («Ketuboth». P. 111a2, note 13) содержит ряд ссылок на раввинистические комментарии о трех клятвах и опасности их несоблюдения: Рабейну Бахья на Бытие, 32:7; Абарбанель, Йешуот мешихо, ч. 1, с. 11б; Кафтор ва-ферах. – Иерусалим, 5657. – C. 197; Йефе Тоар на Ваикра Раба 19, 5; Йефе Кол на Шир Ха-Ширим Раба 2, 7.

29

Yedei Haim. Jerusalem, Yehudiof, 1988. P. 47.

30

Йосеф Хаим Зонненфельд, цит. по: Rosenberg A. (dir.). Mishkenoth ha-ro’yim. New York: Nechmod, 1984–1987. Vol. 2, P. 441.

31

Сидур «Кол Йосеф». Бруклин: Месора Артскролл, 1999. С. 107.

32

Приведена ашкеназская версия.

33

Там же. С. 191.

34

Авинери Ш. Указ. соч. С. 12.

35

Сидур «Кол Йосеф». Бруклин: Месора Артскролл, 1999. С. 679.

36

Цит. по: Джонсон П. Популярная история евреев. М.: Вече, 2000. C. 662.

37

Там же. C. 662.

38

Именно так иудейская практика иногда определяется в традиции.

39

Schwab S. Heimkehr ins Judentums. New York, n. p., 1978. (Первое издание книги было опубликовано во Франкфурте в 1934 году.)

40

Пиркей авот, 4, 2.

41

Brunet M. Qu’est-ce que l’assimilation? // Action nationale. Janvier 1956. Vol. 45. № 5. P. 388–395.

42

Leibowitz Y. Peuple. Terre. État.. Op. cit. P. 44.

43

Neusner J. Jew and Judaist, Ethnic and Religious: How They Mix in America // Issues, American Council for Judaism (Washington), spring 2002. P. 3–4, 10–14.

44

Ibid.

45

Yerushalmi Y.H. Zakhor. Histoire juive et mémoire juive. Paris: Gallimard, 1991 [c1984]. P. 40.

46

Вавилонский Талмуд. Трактат «Йома». С. 9б.

47

Вавилонский Талмуд. Трактат «Гиттин». С. 55б.

48

Yerushalmi Y.H. Zakhor. Op. cit. P. 38

49

Ibid. P. 103 (выделено в оригинале).

50

Подробнее см.: Рабкин Я. Christian and Judaic Roots of Zionism, // Українська орієнталістика. Спеціальний випуск з юдаїки. Київ: Києво-Могилянська академія, 2011. С. 304–324.

51

Kochan L. The Jew and his History. New York: Shocken Books, 1977. P. 3.

52

См., например: Julius Guttman. Histoire des philosophies juives. Paris: Gallimard, 1994; Samson Raphael Hirsch. Fundamentals of Judaism. New York: Feldman, 1969; Léon Askenazi. La parole et l’écrit. Paris: Albin Michel, 1999.

53

Цит. по: Kochan L. The Jew and his History. New York: Shocken Books, 1977. P. 105.

54

См.: Idel M. Kabbalah: New Perspectives. New Haven, CT: Yale University Press, 1998.

55

Abitbol M. Introduction. // Heymann F, Abitbol M (dir.). L’historiographie israélienne aujourd’hui. Paris: CNRS éditions, 1998. P. 20.

56

Schonfeld M. Genocide in the Holy Land. Brooklyn: NK of USA, 1980; Esther Meir-Glitzenstein. Yetsiat yehoudei taïman… Tel-Aviv: Resling, 2012.

57

Abitbol M. Introduction. Op. cit. P. 21–22.

58

Sofer R. Knesset passes Nakba law // Ynet. 2011. March 23 // http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-4046440,00.html.

59

Eldar A. A Softer touch on the Nakba // Haaretz. 2012. January 24.

60

Rabkin Y. Nakba in Narratives about Zionism // Kyoto Bulletin of Islamic Area Studies. 3–1 (July 2009). P. 21–36.

61

См., например: Bruno Bettelheim. The Children of the Dream. New York: Macmillan, 1969; Rina Peled. «Ha-adam ha-hadash» shel ha-maapekha ha-tsionit. Tel-Aviv: Am Oved, 2002.

62

Харедим – евреи, которых в западных источниках часто называют «ультраортодоксами».

63

Yerushalmi Y.H. Zakhor. Op. cit. P. 116

64

Подробнее о взаимоотношениях между национализмом и социализмом в сионистской идеологии см.: Sternhell Z. Aux origines d’Israël. Entre nationalisme et socialisme. Paris: Gallimard, coll. «Folio», 2005 [1995].

65

См.: Занд Ш. Кто и как изобрел еврейский народ. М.: Эксмо, 2012.

66

Bartal I. Inventing an Invention // Haaretz. 2008. July 6.

67

Sachar H. M. A History of the Jews in the Modern World. New York: Vintage Books, 2005. P. 47.

68

Kobler F. Napoleon and the Jews. New York: Schocken Books, 1976. P. 55–57. В последнее время некоторые исследователи подвергли сомнению достоверность этого призыва и считают приписываемый перу Наполеона документ фальшивкой (Ayoun R. Les juifs de France de l’émancipation а l’intégration (1787–1812), Paris: Harmattan, 1997. P. 143)

69

Hertzberg A. The French Enlightenment and the Jews. New York: Columbia University Press, 1968.

70

Sternhell Z. Aux origines d’Israël. Entre nationalisme et socialisme. Paris: Gallimard, coll. «Folio», 2005 [1995]. P. 24 и далее.

71

Yaakov Zur, «German Jewish Orthodoxy’s Attitude toward Zionism», in: Shmuel Almog, Jehuda Reinharz and Anita Shapira (dir.), Zionism and Religion, Hanover (NH), University Press of New England, 1998. P. 111.

72

Hirsch S.R. Horeb: a Philosophy of Jewish Laws and Observances. New York: Soncino Press, 1981. P. 461.

73

Йехиль Яков Вайнберг, цит. по: Marc Shapiro. Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy. L.: Littman Library of Jewish Civilization, 1999. P. 98–99.

74

Bein A. The Jewish Question: Biography of a World Problem. Madison (NJ): Fairleigh Dickinson University Press,1990. P. 594.

75

Anidjar G. Semites. Race, Religion, Literature. Stanford (CA): Stanford University Press, 2007.

76

Sternhell Z. Aux origines d’Israël. Op. cit. P. 113.

77

http://www.historyplace.com/worldwar2/holocaust/h-statistics.htm.

78

http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/Immigration/First_Aliyah.html.

79

Popper N. Germany is Moving to End Mass Immigration of Jews from Russia // Forward. 2004. December 24.

80

Piterberg G. The Returns of Zionism. L.: Verso, 2008. P. 247.

81

Shavit A. Leaving the Zionist Ghetto // Haaretz. 2007, June 7. (Интервью с Авраамом Бургом.)

82

Wistrich R.S. Zionism and Its Religious Critics in Vienna // Almog S., Reinharz J. and Shapira A (eds.). Zionism and Religion. Op. cit. P. 145.

83

Sharif R. Non-Jewish Zionism; its Roots in Western History. L.: Zed, 1986. P. 39.

84

Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // http://www.bim-bad.ru/docs/kant_anthoropology.pdf.

85

Fichte J.G. Saemtliche Werke. Berlin, 1846. Vol. VI. P. 149–150. Цит. по: Sharif R. Non-Jewish Zionism. Op. cit. P. 38.

86

Friedman I. The Question of Palestine: British-Jewish-Arab Relations, 1914–1918. Brunswick (NJ): Transaction Publishers, 1992. P. xvi.

87

Цит. по: Sharif R. Non-Jewish Zionism. Op. cit. P. 58.

88

Ibid.

89

Oliphant L. The land of Gilead, with excursions in the Lebanon. Edinburgh and London: W. Blackwood and Sons, 1880. P. 285–286.

90

Ibid. P. 317.

91

Duvernoy C. Le prince et le prophète. Vannes: Keren Israël, 1996.

92

Chouraqui A. Préface // Duvernoy C. Le prince et le prophète. Op. cit. P. 4.

93

Ibid. P. 3–4.

94

Shindler C. A History of Modern Israel. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. P. 92.

95

Ben Gourion D. Israël, années de lutte. Paris: Flammarion, 1964. P. 60.

96

Ibid. P. 72.

97

Занд Ш. Указ. соч. С. 334–336.

98

Ben Gourion D. Israël, années de lutte. Op. cit. – P. 79.

99

http://jssnews.com/2010/04/01/discours-video-en-francais-de-benjamin-netanyahu-a-laipac-22032010/.

100

http://www.nytimes.com/2012/05/01/world/middleeast/benzion-netanyahu-dies-at-102.html.

101

Цит. по: Sieffert D. Éloge de la pensée binationale // Politis. 2007. 17 mai.

102

Peel Commission – королевская комиссия, созданная в 1936 году для изменения условий британского мандата и урегулирования ситуации в Палестине, погрязшей в межэтническом насилии.

103

Hagee J. Christians United for Israel // http://www.pbs.org/moyers/journal/10052007/profile.html.

104

Segev T. On the Third Thought // Haaretz Magazine. 2005. August 5.

105

Sharif R. Non-Jewish Zionism; its Roots in Western History. L.: Zed, 1986.

106

Shohat E. Le sionisme vu par ses victimes juives. Paris: La Fabrique, 2006.

107

Цит. по: Барнави Э., Фридлендер, С. Евреи и ХХ век: Аналитический словарь. М.: Текст/Лехаим, 2004, С. 217.

108

Авинери Ш. Происхождение сионизма. Основные направления в еврейской политической мысли. М.: Мосты культуры/Гешарим, 2004. Гл. 1.

109

Там же.

110

Барнави Э., Фридлендер С. Евреи и ХХ век: Аналитический словарь. М.: Текст/Лехаим, 2004. С. 216.

111

Laqueur W. Histoire du sionisme. Paris: Calmann-Lévy, 1973. P. 107–108.

112

Black E. The Transfer Agreement: the Dramatic Story of a Pact between the Third Reich and Jewish Palestine. New York: Macmillan, 1984.

113

Preil J.J. Davar lemeshiv // Hamelitz. 1894. № 183–184. P. 1–2. Йосеф Сальмон, цит. по: Almog S., Reinharz J. and Shapira A (eds.). Zionism and Religion. Hanover (NH): University Press of New England, 1998. P. 30.

114

Adelman J. The Rise of Israel: A History of a Revolutionary State. New York: Routledge, 2008. P. 200 и далее.

115

Fishkoff S. Israeli population in U.S. surges, but exact figures hard to determine // JTA. 2010. December 22 // http://www.jta.org/news/article/2010/12/22/2742296/israeli-population-jumps-in-the-us-but-is-still-hard-to-count.

116

Sharif R. Non-Jewish Zionism. Op. cit. P. 62.

117

Domb I. Transformation. The Case of Neturei Karta. Brooklyn: Hachomo, 1989. P. 17.

118

Grodzinksy Y. In the Shadow of the Holocaust: The Struggle between Jews and Zionists in the Aftermath of World War II. Monroe (ME): Common Courage Press, 2004. P. 230.

119

Zertal I. Israel’s Holocaust and the Politics of Nationhood. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. P. 284.

120

Rabinowitch I.M. Political Zionists and the State of Israel // The [Jewish] Guardian. April 1974. № 1. P. 10.

121

Барнави Э., Фридлендер С. Евреи и ХХ век: Аналитический словарь. М.: Текст/Лехаим, 2004. С. 228.

122

Heichler L. Israel: An Insoluble Problem // Issues of the American Council for Judaism. Washington (DC). Summer 2002. P. 5–6. (Поллард, американский еврей, бывший аналитик военно-морской разведки, отбывает в данный момент в США пожизненное заключение за шпионаж в пользу Израиля.)

123

Peters R. // New York Post. 2003. September 3. Цит. по: Brownfeld A.C. (ed.). Pollard Seeks New Hearing; Jewish Groups Are Criticized for Seeking His Release // American Council for Judaism Special Interest Report, 32(5). 2003. P. 2.

124

Poll: 50 % in U.K. think Jews more loyal to Israel than home nation // Haaretz. 2007. July 17.

125

Marmari H. In France, Cause for Real Anxiety // Haaretz. 2002. May 10.

126

Ben Gourion D. Israël, années de lutte. Paris: Flammarion, 1964. P. 186.

127

Avnery U. Manufacturing Anti-Semites // http://www.gush-shalom.org/archives/article213.html, 28.09.2002.

128

Беседаы автора с раввином Менаше Фуллопом, 11 ноября 2002 года, Вильямсбург, Нью-Йорк.

129

http://news.reformjudaism.org.uk/press-releases/update-from-the-new-israel-fund.html.

130

Авинери Ш. Указ. соч. С. 463–466.

131

Michaelson J. What are Jewish issues? // Forward. 2008, August 22 // www.forward.com/articles/14029

132

Blank D.E. The New York Times’ Strange Attack on Classical Reform Judaism // Issues of the American Council for Judaism (Washington). Fall 2002. P. 5–14.

133

www.tikkun.org.

134

Rabbi David Goldberg. Let Us Have a Sense of Proportion // The Guardian. 2002. January 31.

135

Siegman H. Separating Spiritual and Political, He Pays a Price // New York Times. 2002. June 13.

136

Solomon A. Intifada Dyptich // Jewish in America, Special Issue. Michigan Quarterly Review. XLI (4). 2002. P. 650.

137

Yehuda Bauer. Israel’s genocidal nationalists. Интервью телекомпании Аль-Джазира. 8 января 2012 года // www.aljazeera.com/programmes/talktojazeera/2012/01/20121774656322518.html.

138

Schechtman J.B. Fighter and Prophet. New York: Thomas Yoseloff, 1961. P. 411.

139

Перевод В. Жаботинского // http://heblit.bravepages.com/hnb/hnb01.html.

140

Schechtman J.B. Fighter and Prophet. Op. cit. P. 410.

141

Шломо Авинери, цит. по: Almog S. et al., (eds.). Zionism and Religion. Hanover (NH): Brandeis University Press and University Press of New England, 1998. P. 6.

142

Don-Yehiya E., Liebman C.S. The Symbol System of Zionist-Socialism: An Aspect of Israeli Civil Religion // Modern Judaism. September 1981. № 2. Vol. 1. P. 121–148

143

Sternhell Z. Aux origines d’Israël. Entre nationalisme et socialisme. Paris: Gallimard, coll. «Folio», 2005 [1995]. P. 114.

144

Цит. по: Shapira A. Land and Power: the Zionist Resort to Power. New York: Oxford University Press, 1992. P. 102.

145

IDF To Remove ”God” From Memorial Text // The Jewish Daily Forward. 2012. May 17.

146

Avishay Ben-Haim, Ish HaHashkafah: Haldeologia HaHaredit al pi HaRav Shach, Jerusalem, Mosaica, 2004, p. 54–70.

147

Reinharz Y. Zionism and Orthodoxy: A Marriage of Convenience // Zionism and Religion. Op. cit. P. 116–139.

148

Leibowitz Y. Peuple. Terre. État. Paris: Plon, 1995. P. 176.

149

Neumann M. The Case Against Israel. Petrolia/Oakland (CA): CounterPunch/Ak Press, 2005.

150

Цит. по: Shafer G. Origins of the Israeli-Palestinian Conflict // Silberstein L.J. (ed.). Postzionism: a reader. New Brunswick (NJ): Rutgers University Press, 2008. P. 47.

151

Shapira A. Land and Power. Op. cit. P. 355.

152

Morris B. Righteous Victims. New York: Vintage Books, 2001. P. 676.

153

Ezrahi Y. Rubber Bullets: Power and Conscience in Modern Israel. Berkeley: University of California Press, 1998.

Страница notes