Размер шрифта
-
+

Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций - стр. 12

членов группы объединяет ритуал посвящения, мода на прически, одежду, стиль жизни и определенные убеждения, которые часто выглядят провокационными. Они должны сделать очевидным: «Мы не такие, как вы!»

Напряженность в отношениях со старшим поколением в соответствии с экзистенциальными фундаментальными мотивациями объясняется тем, что молодой человек стремится объединить три своих важных устремления.

Во-первых, ему нужно пространство для новых сил, для отношений, чувств, идей и действий. Это пространство никто не даст ему просто так в жестких рамках существующего порядка, а он все же пока не настолько силен и влиятелен, чтобы создавать его для себя самостоятельно.

Во-вторых, он ищет расположения со стороны других, хочет, чтобы друзья ему сообщили: «Хорошо, что ты есть. Мы охотно будем с тобой». Чем меньше молодой человек ощущает такое отношение к себе в семье, тем интенсивнее он будет искать его у других людей. Если же он получает его в семье, то захочет выяснить, будет ли это так же и во внешней среде, где у него нет таких привилегий, как дома.

И в-третьих, молодой человек ищет подтверждения того, что он имеет право быть таким, какой он есть, хочет чувствовать, что его суждения, чувства и поведение оправданы, хочет получить безусловное признание своей ценности и уважение по отношению к себе.

Итак, подросток пытается развивать свое Бытие Person в более широком, чем семейные рамки, поле деятельности, в новых условиях с новыми требованиями. И подростковая группа – это такое социальное место, в котором он может попробовать персонально экзистенциальные уровни мотивации в более масштабных по сравнению с семьей социальных контекстах. Эта потребность объясняет, почему молодежь добровольно объединяется в банды (см. Tillmann, 1989, S. 197). Таким образом, подросток дорастает до своей социальной зрелости, чтобы в конечном итоге свободно проживать свое собственное персональное Бытие с другими людьми, которое находит исполнение в «Мочь-Быть-Вместе» при одновременном «Быть-Собой», ведь именно к этому сводится персональное бытие: быть здесь в отношениях и одновременно – в отграничении. Эти условия – предпосылки готовности Person к Встрече. В симбиотических отношениях, где нет отграничения, она задыхается.

Аутентичная личность

В конце юношеского периода делается шаг к аутентичности. В аутентичности сходятся автономность и внутренняя свобода при одновременной способности отвечать за себя и нести нагрузку наполненной смыслом ответственности. Так как речь идет о развитии самостоятельности, этот шаг больше не может зависеть от других людей – ни от родителей, ни от сверстников. Каждый должен развивать аутентичность сам. Для этого человеку необходимо побыть одному. В покое и тишине, в Бытии-с-собой он находит путь к своим истокам, прорывается к собственной основе – Person. Зрелая личность настроена отстаивать Собственное в мире, вступаться за него. Речь не идет больше о

Страница 12