Чистые души (сборник) - стр. 31
Вломившись в храм, татары, завершив разграбление, заметили великокняжеское семейство, затаившееся на хорах, но наверх проникнуть не смогли – ведущая наверх дверь была хорошо замаскирована. Пытаясь заставить узников сойти вниз, завоеватели прибегли к различным уловкам, но готовые к мученической кончине княжеская семья со святителем Митрофаном не желали добровольно отдавать себя в руки захватчиков. Чтобы вынудить мужественных русских спуститься, татары запалили в храме огромный костер…
Последние минуты жизни святых мучеников были ужасны. По всей видимости, их убило облако гари от пылающего внутри храма костра, «и в этом облаке, – по словам летописца, – отлетели к Господу их чистые души».
Явление пономарю
Святая благоверная княгиня Анна Кашинская
Успенский мужской монастырь на левом берегу Волги в Старице (Тверская область). Фото Olga Anourina
Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, дочь ростовского князя Димитрия Борисовича, в 1294 году стала женой святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского (он был замучен татарами в Орде в 1318 году).
После страдальческой кончины мужа Анна удалилась в тверской Софийский монастырь и приняла постриг под именем Евфросиния. По просьбе своего сына кашинского князя Василия Михайловича перешла на жительство в кашинский Успенский монастырь, где приняла схиму под прежним своим именем – Анна.
Святая Анна имела кроме Василия еще трех сыновей: Димитрия и Александра, повторивших исповеднический подвиг своего отца, и Константина. Димитрий Михайлович (Грозные очи) был убит в Орде 15 сентября 1325 года, а Александр Михайлович, князь тверской, вместе с сыном Феодором – 29 октября 1339 года.
П. Н. Орлов. Напутствие великого князя Михаила Тверского. 1847
Святая Анна Кашинская, икона с частицей мощей. 1910
Преподобная скончалась 2 октября 1338 года и погребена в кашинском Успенском монастыре.
Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников.
На Соборе 1649 года было постановлено открыть ее мощи для всеобщего почитания и причислить благоверную княгиню Анну к лику святых Русской Церкви. Но в 1677 году патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении ее почитания в связи с обострением старообрядческого раскола, использующего имя Анны Кашинской в своих целях. В 1909 году произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование.