Размер шрифта
-
+

Четыре столицы Древней Руси. Старая Ладога, Новгород, Киев, Владимир. Легенды и памятники - стр. 69

Сказки, записанные в других летописях, приписывают Гостомыслу и призвание троих князей, сыновей дочери его Умилы, бывшей замужем за русским князем. Сына другой дочери Гостомысла звали Вадимом. Этот Вадим возмутился впоследствии против Рюрика и был им убит.

Возможно, что Гостомысл никогда и не существовал, но народная фантазия довела до конца жизнь своего любимого героя. Гостомысл умер, говорит сказание, указав своих преемников, и был с почетом похоронен на Волотовом поле, где, по преданию, жили когда-то великаны. Благодарные новгородцы нанесли по горсточке земли на его могилу, и образовался курган.

В трех верстах от Новгорода, за рекой Малым Волховцом, на невысоком холме, стоит и теперь село Волотово. Живут только в нем люди обыкновенного роста и промышляют плетеньем корзин из ивовых прутьев. Маленькая, старая Успенская церковь совсем утонула в зелени разных ягодных кустов и яблонь. За оградой, среди сочной травы, чуть не по колено, возвышается небольшая, четырехугольная насыпь. Произведенные раскопки не дали никаких результатов, но насыпь продолжает слыть за могилу Гостомысла.

Летописи, признанные более достоверными, также говорят, что призвание князей (862) произошло по почину новгородских славян. Вследствие внутренних неурядиц, и тревожимые, кроме того, постоянными набегами неприятелей из-за моря, ильменские славяне образовали союз с другими славянскими и финскими племенами и решили призвать себе князя из чужих стран, чтобы он разбирал их распри и защищал их от внешних врагов. Пришли три князя из племени Русь, принадлежавшего к варягам, т. е. к тем скандинавским выходцам, которые еще раньше подчиняли себе славян и заставляли их платить дань. Таким образом Новгород стал во главе союза племен, положившего основание русскому государству. Пришедшие князья расселились по местам, находящимся среди поселений разных племен. Рюрик поселился в Ладоге[4], недалеко от Новгорода, старшего города ильменских славян, Синеус – в Белоозере, между финскими племенами чудью и весью, а Трувор – у славянского племени кривичей в Изборске.

После смерти братьев Рюрик оставил Ладогу, пришел к Ильменю, срубил город над Волховым и стал княжить, соединив под своею властью все племена союза. Летопись говорит, что Рюрик назвал свой город Новгородом. Надо думать, что он построил себе крепость неподалеку от существовавшего уже давно города.

На берегу реки Волхова, против Юрьевского монастыря, стоит, как бы на большом срезанном кургане, село Рюриково городище. Здесь, по преданию, и построил Рюрик город для себя и для своей боевой дружины, состоявшей большею частью из пришедших с ним варягов. Здесь же потом жили и все князья новгородские за исключением Ярослава Мудрого. Князь Мстислав Мономахович построил здесь в конце XI столетия церковь Благовещения, и, по преданию, строительный материал для нее брали из остатков дворца Рюрика и стены вокруг него. Разрушившаяся церковь была возобновлена в XIV столетии и сохранила свою архитектуру до сих пор.

Страница 69