Четвероевангелие атеиста - стр. 97
Как мы понимаем, на самом деле всё с точностью до наоборот – плачущие могут обрести счастье, если (при том условии, что):
изменят паттерны своих поведенческих примитивов – перестанут плакать, в общем,
начнут в целом более грамотно реагировать на жизненные обстоятельства.
В итоге, автор переводит этот стих так: «Несчастные, обиженные, плаксы счастливы верой в то, что их утешит некая неизвестная непознаваемая внешняя сила».
Для сравнения приведем толкование Свт. Иоанна Златоуста:
«тогда как все почитают блаженными радующихся, а сетующих, бедных и плачущих – несчастными, Он вместо первых называет блаженными последних, говоря так: «блаженны плачущие», хотя все почитают их несчастными. Но Христос для того наперед и творил знамения, чтобы, предписывая подобные правила, более иметь доверенности к Себе. И здесь опять не просто разумеет плачущих, но плачущих о грехах своих, так как есть другой плач, вовсе непозволительный – плач о житейских предметах, на что указал и Павел, говоря: «печаль ради Бога производит неизменное покаяние к спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор.7:10).
Итак, если хочешь иметь утешение – плачь. И не почитай этих слов иносказательными. Подлинно, когда Бог утешает, то хотя бы тысячи горестей с тобой случились, все победишь, потому что Бог всегда награждает труды с преизбытком» (Беседы на Евангелие от Матфея).
На эти откровения Златоуста автор ответит известной надписью на стене концлагеря Маутхаузен: «Если Бог есть, то ему придётся умолять меня о прощении». И еще, обращаем особое внимание на строку, которая, фактически, является одним из символов православного христианства: «Итак, если хочешь иметь утешение – плачь». Читающие эти строки православные должны отложить чтение и заплакать. Больше слез раскаяния перед непознаваемым существом – больше уверенности в том, что оно тебя утешит. А вы думали, в Библии написано что-то более полезное и умное?
Обратите внимание, мы люди неверующие, мы не зацикливаемся на своей предложенной версии толкования и исследуем текст непредвзято. Если заходим в тупик, вспоминаем о своем предположении.
«5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».
Открываем словарь Ушакова на слове «кротость»: «незлобие, смирение, покорность» [23]. Речь идет об эволюционном социально значимом приобретении человечества, благодаря которому наши предки смогли победить в конкурентной борьбе индивидуально более развитых, но живущих обособленно неандертальцев. Покорность, толерантность, привычка делиться ресурсами с соседями реализуется с помощью тормозных полей нижней части лобной доли мозга и позволяет снижать коллективную агрессию и сносно объединяться в большие группы. Поэтому с научной точки зрения наши социально лабильные предки как вид действительно «наследовали землю». В этом смысле прямо точное попадание, ура! Однако в данном стихе, разумеется, речь совершенно о другом. Вспомните, ведь вся история человечества это сплошные завоевания и революции, которые в искусственном отборе перемололи всех самых кротких, смиренных и слабых. Так что, данная заповедь некорректна, жизнь отбирает людей с положительными эволюционными качествами. Иногда среди этих качеств действительно может затесаться кротость, но это не является универсальным правилом.