Размер шрифта
-
+

Честное пионерское! Юные звезды советского кино: 1921—1961 годы - стр. 7

Параллельно с этим развивается и детская художественная кинематография, когда в год уже снимается порядка 6–8 детских фильмов. Естественно, их надо было где-то показывать, поэтому в двух крупных городах (Москва, Ленинград) в 1926 году открываются первые в стране детские кинотеатры (с 1933 года их начнут открывать во всех крупных городах СССР).

Основу сюжетов для тогдашних детских фильмов составляли либо современные реалии (например, деятельность пионерских организаций), либо недавнее царское прошлое, которое рисовалось отнюдь не в розовом свете. Причем «рисунок» этот нес в себе такую «жесть», какую не увидишь даже в сегодняшних фильмах. Например, в финале некоторых тогдашних кинолент была показана гибель ребенка. Но, учитывая менталитет тогдашних россиян, только-только переживших братоубийственную гражданскую войну, подобная «жесть» воспринималась как вполне естественная (либеральная пропаганда сегодня это начисто игнорирует, пытаясь судить о том времени с сегодняшней «колокольни»).

Еще один известный юный актер того периода – Юра Зимин. Причем известность ему принесло отнюдь не большое количество ролей (их у него всего четыре в период с 1924 по 1926 год), а главная роль в фильме, где его герой как раз погибал. При этом время на дворе было показано не советское, а старорежимное, царское, что в какой-то мере оправдывало показанную трагедию. Речь идет о фильме Ольги Преображенской (одна из ведущих актрис еще дореволюционного кинематографа, потом ставшая режиссером) «Федькина правда» (1925). По сюжету, главными героями в нем были два паренька – один из рабочей семьи (Федька), другой из богатой (Толик). Они хоть и были друзьями, однако Толик дружил своеобразно: все свои проказы он предпочитал сваливать на Федьку. А тот по доброте душевной все ему прощал. И вот однажды все закончилось трагедией.

Толик подбил приятеля на опасную авантюру – «обрезать нос пароходу». Однако в самый ответственный момент лодку мальчишек перевернула волна, и приятели оказались в воде. Более ловкий Федька сумел спасти как себя, так и своего друга. Однако в этой борьбе сильно пострадал и в итоге умер, а перед смертью вспомнил почти всю свою жизнь – такую короткую и наполненную многочисленными обидами и притеснениями. Именно эти финальные кадры потрясли всех зрителей, хотя сентиментальность в ту пору и считалась пережитком царского прошлого.

На волне от успеха этого фильма в 1927 году на экраны страны выйдет еще одна детская картина о дореволюционных временах, где погибал главный герой – маленький мальчик-беспризорник. Речь идет о фильме «Кафе «Фанкони» режиссера М. Капчинского, который до этого работал директором легендарного фильма «Броненосец «Потемкин». Как и сотни его сверстников, таких же беспризорников, главный герой фильма работал в портовом доке. А эксплуатация там в царские времена была чудовищная: детей заставляли работать по 12 часов в сутки за миску похлебки и выполнять работу, непосильную даже для многих взрослых мужчин – перетаскивать огромные тюки и чистить до блеска пароходные котлы, пробираясь по узким пароходным трубам. Вот юный герой фильма и не выдерживал этого каторжного труда: во время чистки котла, он, находясь в трубе, терял сознание и задыхался от недостатка воздуха. Его тело находили только спустя несколько суток, когда пароход возвратился из рейса.

Страница 7