Чеснок. Чудо-целитель - стр. 1
Предисловие
Первым врачом на Руси был грек Иоанн Смер, приглашенный в Киев Владимиром Мономахом. Лекарства – сушеные травы – привозили из Константинополя и из генуэзских колоний в Крыму. Однако очень скоро в многочисленных монастырях русские ученые монахи начали собирать и сушить также местные лекарственные травы – преимущественно те, которые описывались в греческих травниках или были на них похожи – и лечить ими больных.
На Руси чеснок появился в былинные времена, примерно в IX веке и быстро распространился: «С чесноком все вкусно – не жуй, не глотай, только брови подымай!» Наш народ, скрещивая новое растение, обратил внимание не на зеленые «копья», которые тянутся от луковицы, а на то, что луковица распадается, расщепляется, «расчесывается» на отдельные ноготки-прядки. Таким образом, «чеснок» – это «чёсаный лук». Коль скоро чеснок был ведом при Владимире Красное Солнышко, не грех предположить, что и Илья Муромец, и Микула Селянинович черпали в нем силы.
О существовании русских травников можно найти сведения в некоторых письменных источниках, но сами травники, к сожалению, утеряны. Упоминания о древнерусской медицине можно найти в рукописных памятниках древнерусской литературы. Свидетельство тому «Повесть о Петре и Февронии». В этой повести рассказывается о том, как муромский князь Петр, единоборствуя со змеем, покрылся струпьями, и долго не мог выздороветь. Помогла ему простая рязанская девица Феврония. В виде платы за лечение Феврония потребовала, чтобы князь Петр женился на ней. Давая лекарство, посоветовала мазать им все струпья, кроме одного. Князь выздоровел, но жениться отказался. Но оставленный непомазанным струп дал новые струпья, и князю Петру пришлось взять в жены Февронию. Жили они долго и в любви. Исцеляла Феврония князя Петра диким медом, настоянным на травах.
Основываясь на практике народного врачевания, постепенно русская фармакопея набирала силу. Об этом свидетельствуют упоминания в более поздних травниках местных лекарственных растений, не встречающихся в античных фармакопеях. Таковы, например, самобытные приемы лечения хреном, чесноком и луком, лечение гнойных язв «банной плесенью». Русские врачеватели, за семь столетий до открытия Флемингом пенициллина, самостоятельно установили антибактериальную активность этого гриба.
Стали появляться переводные рукописные травники, так называемые «вертограды».
Использование лекарственных трав в России приняло особо широкий размах при царе Алексее Михайловиче, когда был создан специальный «Аптекарский приказ», ведавший снабжением лекарственными травами не только царского двора, но и армии.
Были созданы «аптекарские огороды» – сады, где разводили лекарственные растения. Проявлялся интерес к сбору данных народной медицины. Стали организовываться производства лекарств из растений на особых «поварнях».
Особое место среди средств народной медицины занимают лук и чеснок. Они служили и служат с древнейших времен лечебным средством не только у народов востока, где он очень популярен, но и у славянских народов. Славяне давно заметили, что чесноком можно лечить многие болезни. В лечебных целях используется не только луковица чеснока, но и верхняя зеленая часть – перья. Стрелки чеснока тоже не остались незамеченными. Они, как и головки чеснока, выделяют фитонциды, которые губительно действуют на бактерии. Их используют как приправу. В те времена, когда лечились без таблеток, чеснок был незаменим как лекарственное средство. Популярен он и сейчас не только в питании, но и в лечебных целях.
Чеснок известен в культуре более 4 тысяч лет. Свое происхождение он ведет из Центральной и Юго-Западной Азии, в частности из Афганистана.
Чеснок был популярен в странах Ближнего Востока, в Древнем Египте, Древней Греции, Римской империи. Греки давали чеснок атлетам перед соревнованиями на Олимпийских играх. В России чеснок распространился в XII–XIII веке. Сегодня эта популярная культура выращивается повсеместно.