Чем может гордиться Россия? - стр. 9
Не знаю почему, но многие считают, что русские чрезвычайно подвержены идее коллективизма. Конечно, для этого есть повод – нигде и никогда не было предпринято столько усилий для воспитания человечества в духе коллективизма как в СССР. Мы носили одинаковую школьную форму, мы жили в одинаковых квартирах, мы приблизительно одинаково питались, мы смотрели одинаковые фильмы, слушали одинаковую музыку. Эльдар Рязанов по этому поводу даже фильм снял – главный герой в нетрезвом состоянии попадает из Москвы в Ленинград и, оказавшись на одноименной улице, заходит в квартиру под тем же номером и не может ее отличить от своей московской… Соцреализм, который является, прежде всего, инструментом социального проектирования, а затем уже искусством, формировал общую культуру и почти одинаковые вкусы. Так объясните, пожалуйста, как же в таком случае у нас наплодилось такое количество упырей, почему настолько быстро, все согласились индивидуализировано потреблять, вспомнили дворянские корни? И в чем же коллективизм? Вряд ли мы услышим ответ от наших экспертов.
На что хотелось бы обратить особое внимание – среди этих трех групп образов нет таких личностей как Форд и Стив Джобс. У нас нет среди отобранных нашей исторической памятью и признанных ценными народной культурой богатых людей, предпринимателей. Хотя многие богатые люди, купцы и предприниматели были меценатами, жертвовали и жертвуют на благотворительность, строили и строят храмы. Но люди этой категории не становятся ни героями, ни святыми, ни символами качеств. И что самое главное, эти три группы (святые, герои и символы качеств) являются той частью русской духовности, которую можно обнаружить, когда русская культура находится в пассивном состоянии, когда не происходит всенародного единения, о котором я писал в предыдущей главе (имеется в виду переход «ничего – бесконечность») и, может быть, воспринимаются некоторой частью нашего общества в качестве пресловутых духовных скреп.
Глава 4 Духовные скрепы
Само слово скрепа не совсем уместно в плане духовности, так как это то, что скрепляет, либо устройство для скрепления. И, к сожалению, по определению, скрепа не учитывает наличия согласия тех, кого она скрепляет. Между тем, образы исторической памяти, воспринятые народом и сохраненные в народной культуре и самосознании – это более правильное, на мой взгляд, название этого феномена. К тому же они обладают естественной ненасильственной эволюционной природой, в отличие от скреп. И если мы посмотрим на образы святых, действительно пользующихся всенародным уважением, то мы легко обнаруживаем, что всенародной любовью пользуются далеко не все из обширного пантеона – только Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Из причисленных к лику святых женщин, на мой взгляд, народом почитаются Ксения Петербуржская и Матрона Московская. То есть, в процессе формирования объединительного культурного феномена обязательно нужно учитывать акт принятия народом символов, образов, концепций и абстракций. Конечно, можно придумывать все что угодно, но если массами придумки не принимаются, то максимум на что могут эти придумки претендовать – некоторая значимость в элитарной культуре или субкультуре.