Размер шрифта
-
+

Человеку мало века - стр. 4

Делать людям добро – такая цель жизни отвечает самым высоким идеалам и поэтому достойна человека, созданного по образу и подобию Божьему. Русская православная церковь учит: «Прощай своему ближнему, борись с врагами Отечества, пренебрегай врагами Божьими». В этих немногих словах отражена человеческая мудрость. Слова эти требуют разъяснений.

В Библии сказано: ударили тебя по левой щеке – подставь правую. А по учению Моисея – око за око, зуб за зуб. Какой же путь правильный? Конечно, когда тебя ударили по левой щеке, подставить правую – дело не простое. Этот поступок надо серьезно обдумать. Но если его рекомендует Библия, он не может быть необоснованным. В Библии сказано: «Если тебя ударили по левой щеке…» Почему по левой? Да потому, что тот, кого ударили в ссоре, был также в какой-то степени не прав. Ведь очень редко бывает так, чтобы один был прав полностью, а другой полностью не прав. В какой-то мере правы и не правы оба: один больше, другой меньше. Предположим, что больше правды на стороне обиженного. Если он подставит и правую щеку, как на это отреагирует обидчик? Маловероятно, чтобы он ударил и по правой – то есть совсем невиновного. Скорее всего, как в случае с князем Мышкиным («Идиот» Ф.И. Достоевского), он почувствует и свою неправоту, свою грубость, и великодушие своего противника. Может быть, он сам постарается смягчить, загладить свою грубость, может быть, устыдится своего недостойного поведения. В результате инцидент будет исчерпан, зло не получит развития.

Зло – страшное, губительное чувство, несущее разрушение, в первую очередь, своему носителю, а затем и всем окружающим.

Какие последствия может иметь злой поступок, если обиженный последует учению Моисея? Твой сосед ударил тебя по левой щеке. Ты за это выбил ему зубы. Он тебе выбил глаз. Ты ему поломал ноги. И так далее – пока конфликт не завершится гибелью одного, а то и обоих «спорщиков». В обществе, где в обычаях кровная или родовая месть, в драку вмешиваются родственники, они убивают убийцу или близкого ему человека. Семья этих людей не остается в долгу – и так без конца, до полного взаимного уничтожения. Такая кровная месть долгое время существовала на Кавказе, она привела к уничтожению целых народов. С приходом на Кавказ советской власти был издан закон о смертной казни за кровную месть, и только это приостановило взаимное уничтожение. Еще и сегодня, спустя 80 лет после введения этого указа, некоторые народности составляют два – три аула. А в 1917 году от них оставались считаные единицы. В Дагестане, например, проживают люди 32 национальностей, люди говорят на разных языках, не понимая друг друга. А ведь некоторые из этих народностей имели вековую историю – и из-за кровной мести оказались близки к полному уничтожению.

Страница 4