Человек. Образ и сущность 2017. Гуманитарные аспекты. № 3–4 (30–31): Угроза апокалипсиса и идея сверхчеловека
1
Исследование выполнено при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 17-33-00025 «Гетеротопия: Цивилизационный контекст».
2
Первая часть (часть 1) опубликована в предыдущем номере журнала (№ 1–2 (28–29) за 2017 г.).
3
Исследование выполнено при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 17-33-00025 «Гетеротопия: Цивилизационный контекст».
4
Webster's Online Dictionary. – Mode of access: http://alpha.totodefinition.com/ search.php?word=eschatology (Дата обращения: 24.07.2017.)
5
Eschatology // The Oxford English Dictionary / Ed. James A.H. Murray and others. – Oxford: Clarendon Press, 1897. – Vol. 3. – P. 614.
6
Εσχατος // Новогреческо-русский словарь / Сост. Хориков И.П., Малев М.Г. – М.: Русский язык, 1980. – С. 353.
7
Εσχατος // Греческо-русский словарь Нового Завета / Пер. с англ. Ньюман Б.М. – М.: Российское Библейское общество, 1997. – C. 93.
8
Напомним, что экзегетика (греч. ἐξηγητικός – объясняющий) – это сумма принципов толкования книг Библии, фактически тождественна библейской герменевтике (греч. ἑρμηνεύω – объясняю), но отличается от экзегезы (греч. ἐξήγησις – толкование, объяснение). Последняя обозначает сам процесс комментирования Библии, в то время как экзегетика или библейская герменевтика является введением в экзегезу, установлением ее правил и методов (Мень А.В. Библиологический словарь: В 3 т. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. – Т. 1. – С. 249).
9
ἀποκάλυψις // Греческо-русский словарь Нового Завета. – C. 32.
10
ἀποκάλυψις // Греческо-русский словарь Нового Завета. – C. 33.
11
Статья «парусия» в электронном словаре «Wikipedia». – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/парусия (Дата обращения: 12.03.2017.)
12
Керигма (греч. κήρυγμα – провозглашение, проповедь) является новозаветным термином, близким по смыслу к понятию Евангелие в смысле Благая Весть (например: Рим 14:24; 1 Кор 1:21). Керигма. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1519635 (Дата обращения: 24.07.2017.)
13
Типичные рассуждения против природного бессмертия души встречаются в следующих раннехристианских работах: в «Разговоре с Трифоном» (Разг. 5–6), в послании «К Автолику II» (24, 27), в «Речи против эллинов» (13), в работе Св. Иринея «Против ересей» (II, 34), у Иоанна Дамаскина в «Точном изложении православной веры» (II, 3) и его «Диалоге против манихеев» (21) (Флоровский Г.В. О воскресении мертвых // Флоровский Г.В. Вера и культура: Избранные труды по богословию и философии. – М.: РХГИ, 2002. – С. 545–547).
14
Основные положения апокатастасиса как учения о всеобщем восстановлении впервые сформулировал Климент Александрийский, говоривший о конечности адских мук и о возможности покаяния дьявола и грешников. Его ученик Ориген развил представления об апокатастасисе, связав его в духе греческой философии с предсуществованием душ. На 5-м Вселенском соборе учение Оригена о всеобщем спасении было осуждено (9-й анафематизм). В дальнейшем это осуждение повторили 6-й и 7-й Вселенские соборы. Учение о всеобщем спасении вне связи с концепцией предсуществования душ было предложено св. Григорием Нисским и Исааком Сирином. Апокатастасис в значении восстановления использовалось отцами церкви: св. Иустином Философом, св. Игнатием Богоносцем, св. Иринеем Лионским, св. Феофилом Антиохийским, Климентом Римским. Эсхатологическая судьба мира в духе апокатастасиса представлена в рамках гностического учения Василида Александрийского. Апокатастасическую проблематику также развивает С.Н. Булгаков (Максимов Ю. (Диакон Георгий). Святые отцы и «оптимистическое богословие»: Вопрос о вечности адских мук в работах православных богословов XX века. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/ 4198.html (Дата обращения: 24.07.2017.)
15
Среди них следует упомянуть и русских религиозных мыслителей протоиерея Сергия Булгакова и протоиерея Георгия Флоровского.
16
Евгений Черешнев. – Mode of access: https://www.facebook.com/photo. php?fbid=1442135035810531&set=a.175118262512221.41024.100000421450151& type=3&theater (Дата обращения: 17.01.2017.)
17
Там же.
18
Там же.
19
Евгений Черешнев. – Mode of access: https://www.facebook.com/photo. php?fbid=1442135035810531&set=a.175118262512221.41024.100000421450151& type=3&theater (Дата обращения: 17.01.2017.)
20
«Мнение»: Евгений Черешнев о технологиях чипирования людей: Интервью. – Mode of access: http://www.vesti.ru (Дата обращения: 17.01.2017.)
21
Там же.
22
Biolink Tech. – Mode of access: https://www.facebook.com/biolinktech/? pnref=story
23
Конференция IT Government day: Отчет о конференции. 1 марта 2017. – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php. – Статья: Конференция_IT_ Government_Day_2017.
24
Евгений Черешнев. – Режим доступа: https://www.facebook.com/chereshcom?fref=nf
25
Там же.
26
Медиа и реклама 2017: Тренды технологии, вызовы будущего // РИФ-КИБ 2017. – Режим доступа: http://2017.russianinternetforum.ru/program/4179 (Дата обращения: 2.04.2017.)
27
Медиа и реклама 2017: Тренды технологии, вызовы будущего // РИФ-КИБ 2017. – Режим доступа: http://2017.russianinternetforum.ru/program/4179 (Дата обращения: 2.04.2017.)
28
Интересы пользователей vs интересы ИТ-гигантов» // Форум по кибербезопасности = Cyber Security Forum 2017. – М.: Digital October, 2017. – Февраль.
29
Интересы пользователей vs интересы ИТ-гигантов» // Форум по кибербезопасности = Cyber Security Forum 2017. – М.: Digital October, 2017. – Февраль.
30
Там же.
31
Интересы пользователей vs интересы ИТ-гигантов» // Форум по кибербезопасности = Cyber Security Forum 2017. – М.: Digital October, 2017. – Февраль.
32
Медиа и реклама 2017: Тренды технологии, вызовы будущего // РИФ-КИБ 2017. – Режим доступа: http://2017.russianinternetforum.ru/program/4179 (Дата обращения: 17.03.2017.)
33
Интересы пользователей vs интересы ИТ-гигантов» // Форум по кибербезопасности = Cyber Security Forum 2017. – М., 2017: Digital October. – Февраль.