Размер шрифта
-
+

Человек. Образ и сущность 2017. Гуманитарные аспекты. № 3–4 (30–31): Угроза апокалипсиса и идея сверхчеловека - стр. 30

Многие исследователи массовой культуры рассматривают зомби-фильмы как прямую аллегорию на сегодняшнюю систему, представители которой частенько прячутся в кабаках, магазинах, на военных базах – опорных точках нынешнего «золотого» миллиарда – от остальных миллиардов. Сам концепт идеи-зомби, зомби-апокалипсиса всегда революционен (даже если зомби появляются на Кубе, где власти объявляют их диссидентами, – фильм «Хуан-истребитель»), и варианты их происхождения не так уж важны. Они могут появиться от безумных идей глав каких-либо корпораций, возомнивших себя богами и создавших некий жуткий вирус. Или спецразработки военных, которые тоже стремятся состряпать всепобеждающее биологическое оружие, солдата «без страха и сомнения». Иногда зомби-семена заносят нам зеленые человечки, но самая, на мой взгляд, важная теория происхождения голодных трупов – это теория о том, что зомби ниоткуда не происходят. Они просто есть. Смиритесь. Они везде. Они пришли из ниоткуда и никуда не уйдут, пока не уничтожат последнего человека. Они – порождение злобной мысли «католическо-протестантского» мира, фастфуд религии, которая посредством идей Гегеля и Руссо похоронила бога во имя золотого тельца. Зомби и страх перед ним – это показатель деградации современного человека, последние дни Кали Юги, где нет места благородству и чести. Где нет будущего. Самое страшное же заключается в том, что сегодня зомби действительно перестают быть метафорой. В 2000 г. в свет выходит книга «Евангелие от живых мертвецов», где все тот же Ромеро описывает собратьям своим «ад на земле», но с точки зрения науки и техники. Если бы его книга вышла в 90-е, не избежать ему позора, но сейчас все возможно и зомби становятся проблемой, науки в том числе, по крайней мере психиатрии и социологии уж точно. Опять же происходит все большая трансформация зомби-идеи (благодаря тому же Ромеро), когда из жертв холокоста (по словам философа и исследователя современной массовой культуры Жижека) и озлобленного рабоче-крестьянского класса мертвецы превращаются просто в страх. Люди начинают бояться не некой иллюзорной философской идеи, они начинают бояться чего-то реального.

В 2010 г. в одном из самых влиятельных журналов, посвященных внешней политике, «Foreign Policy», вышла статья международника Дэниэла Дрезнера (по совместительству редактора этого издания), которая называлась «Зомби и теория международных отношений». Повторюсь: это очень серьезный журнал и это влиятельный в широких кругах политолог. И они рассуждают о том, как среди гораздо более насущных проблем человечество выбрало проблему совершенно неестественного характера. Мы ведь все понимаем, что волноваться о зомби всерьез – это неестественно. Каким образом зомби внезапно становятся одним из основных страхов современных обывателей после страха невыплаты кредита или страха потерять абонемент в фитнес-зал? Неужто из-за того, что зомби могут посягнуть на святая святых – на биоцентризм? На наши идеальные тела и образ жизни с банановым смузи, мышечной массой, гигиеной и протеиновыми коктейлями? Живым мертвецам ведь безразлично, какой ты. Ты для них просто вкусный. Опять же, несмотря на то что они вроде как мертвы, они о-го-го как витальны. Витальный-мертвый? Катастрофа для системы. Ведь они уже вне ее юрисдикции, но при этом как живые. Бодрые, прыткие, с умопомрачительной внешно… простите, скоростью и интересами (финальная сцена «Зомби по имени Шон»), когда труп играет в приставку. Что, как не это, лучше всего показывает, что по сути между нами нет разницы. Что, может быть, мы уже сами мертвы, просто не заметили. Интересно также, как Дрезднер в своей статье пытается понять реакцию на внезапное нашествие живых мертвецов со стороны различных политических течений. Так, гоббсовские реалисты будут трястись перед грядущим кризисом, но в то же время надеяться показать себя в войне с армией голодных трупов. Они будут заключать коалиции, подставлять друг друга, отсиживаться или смело прикрывать грудью амбразуру. Хитрюги консерваторы тут же начнут истребление покойничков, без всякой жалости к слегка подгнившим бабушкам и двоюродным тетям. Но в конце концов подлая натура последователей Бёрка победит и они создадут союз зловещих мертвецов, дабы без лишних проблем сметать с лица земли либералов и прочих неугодных. Кстати о либералах: Дрезднер считает их самым уязвимым звеном в этой воображаемой борьбе. Слишком толерантные, с открытыми границами, без ценностей и идеалов – либералы будут уничтожены первыми, и у человечества не будет шансов спастись.

Страница 30