Размер шрифта
-
+

Человек. Образ и сущность 2017. Гуманитарные аспекты. № 1–2 (28–29): Социокультурные трансформации в условиях геополитических преобразований - стр. 28

Третья пара полюсов интервенции: «дистанцирование – это идентификация». Конфликтное противостояние обладает мощной «захватнической» силой. Многие конфликтующие субъекты часто могут сказать, что они «захвачены стихией конфликта». Человек иногда бывает просто не в состоянии дистанцироваться от своего поведения в конфликте: он тотально вовлечен, на грани зависимости, и захвачен конфликтом. Однако невовлеченность препятствует тому, чтобы субъекты в конфликте могли ощутить и проявить свои границы. Конфликт для них выступает в данном случае скорее как помеха, нежели как механизм обнаружения границ и поиска возможного потенциала кооперации в совместной деятельности. Речевые интервенции в данном случае должны ритмично «колебаться» между этими полюсами. Увеличение идентификации и вовлеченности позволяет конфликтующему субъекту занять активную позицию, однако тотальная погруженность может породить ощущение безнадежности и, как следствие, – резкое сокращение усилий и связанность внимания конфликтующих сторон. Дистанцирование позволяет пометить ситуацию как критическую и направить силы на поиск возможных путей преодоления и разрешения конфликта. Немаловажную роль играет и способность разотождествления со своей позицией, и «опыт чужого».

Й. Хёйзинга [Хёйзинга, 2007] отмечает укорененную в культуре потребность погружаться в соревновательные и агональные среды. В связи с этим отдельно отмечается культуросозидающая функция конфликтных (агональных) сред как важнейшего элемента общественной жизни. Важной частью являются разного рода речевые соревновательные среды, во многих областях сведенные к регулярным практикам. Здесь просматривается культурный переход от конфликта как личного соперничества к «лицезрению схваток», а значит, и необходимость в развитии способности к конфронтации и формировании правил и условий, в которых состязательность имела бы возможность быть оцененной окружающими (зрителями).

Условие публичности протекания конфликта предполагает формирование определенного языка описания конфликта, развитие культуры конфликтования. Ощущается необходимость в формировании в публичных пространствах устойчивых конфликтных риторик (см. подробнее [Сергеев, 2003, 2006, 2008; Комалова, Сергеев, 2008, 2010]).

Специфика конфликтной коммуникации состоит в создании условий и механизмов для оформления многообразия и разнообразия проявлений антропологической границы (см.: [Хоружий – эл. ресурс]). В этом отношении нет стремления к разрешению конфликта. Конфликт принимается как самоценность, именно в конфликте становится возможным «оформить» мир индивидуального и совместного, т.е. принципиально не сводимого к одному.

Страница 28