Человек. Образ и сущность 2015. Гуманитарные аспекты. Человек ощущающий: Перцепция в современном гуманитарном знании - стр. 46
Следует отметить, что под словом «организм» в данном случае можно подразумевать не только человека разумного как «существо символическое», по выражению Т. Дикона [Deacon, 1997]. Только человек как высокоразвитое символическое существо способен к созданию языка, культуры, культурной изменчивости, как пишет об этом Й. Златев [Златев, 2006, с. 327]. К высокоуровневым существам можно также отнести представителей и миметических существ (например, человекообразные обезьяны и китообразные – киты и дельфины [Златев, 2006, с. 324]), и, с некоторыми оговорками, высокоуровневых ассоциирующих животных, например домашних собак [Златев, 2006, с. 323]. Следует оговорить особо и то, что некоторые биологические виды можно отнести к нескольким категориям: например, высшие приматы по ряду признаков подходят под определение как миметических, так и символических существ. Представители китообразных по некоторым основаниям также попадают в категорию символических существ (хотя вопрос о наличии своеобразного «языка» у данных животных является спорным). Аналогичная ситуация и с представителями семейства кошачьих. В настоящей статье под термином «живой организм» мы имеем в виду исключительно человека разумного.
Рассматривая само явление перцепции с позиций теории У. Матураны, можно заметить тот факт, что данная категория неразрывно связана с категорией когниции. Эти парные категории входят в более общую категорию так называемой языковой деятельности (languaging) [Maturana, 1995, с. 155]. Посредством перцепции организм получает из окружающей среды необходимую для его жизнедеятельности информацию. При помощи перцепции организм создает для себя координационную зону первого порядка, в которой осуществляется информационный обмен с окружающей средой. При помощи перцепции осуществляется процесс координации координаций взаимодействий живых организмов в потоке жизнедеятельности, так как в силу необходимости один организм вынужден воспринимать другого с помощью органов чувств хотя бы даже с элементарной целью поддержания процесса жизнедеятельности или обеспечения выживаемости организма.
Следует отметить, что, согласно У. Матуране, языковая деятельность представляет собой несколько иное понятие, чем обычно подразумевается в традиционной лингвистике. Поскольку в конечном итоге языковая деятельность сводится к описанию наблюдателем взаимодействий организмов в потоке жизнедеятельности и описанию координаций координаций их взаимодействия [Maturana, 1995, с. 155], то понятие языковой деятельности можно расширить. В конечном итоге языковая деятельность сводится к описанию и передаче координации координаций взаимодействия между несколькими индивидами в потоке жизнедеятельности, в потоке бытия. Понятие языковой деятельности вполне возможно распространить на биологические взаимодействия организмов между собой и с окружающей их средой, которые обеспечивают в конечном итоге лучшее приспособление организмов к условиям данной среды. В этом отношении можно прийти к выводу о том, что каждый живой и достаточно высокоразвитый организм обладает своим собственным уникальным «культурным кодом», с помощью которого он осуществляет координацию координаций собственной деятельности по отношению к окружающим организмам и самой среде. Очевидно, что степень развития такого кода будет напрямую зависеть от развитости самого живого организма.