Размер шрифта
-
+

Человек. Личность. Индивидуальность - стр. 3

Структура личности по З. Фрейду состоит из трех подструктур: «Оно»

– врожденная подструктура, содержание которой не доступно непосредственному сознанию человека, но именно в «Оно» содержатся инстинктивные и бессознательные мотивы, обладающие побудительной силой (многие считают, что главный вклад Фрейда в науку как раз и заключается в открытии существования бессознательного, но если быть точнее, в открытии способа эффективной психотерапевтической работы с ним). Содержание «Оно» может стать доступно сознанию через анализ сновидений (толкование символов, возникающих в сновидении, поскольку бессознательное функционирует по другим законам, нежели сознание и имеет символическую форму), анализ ошибочных действий (так называемых «оговорок по-Фрейду», забываний и т.п.) и свободные ассоциации (метод свободных ассоциаций, предложенный Фрейдом широко используется в самых разных областях как способ снижения контроля сознания).


Симптомом вхождения индивида в культуру является возникновение другой подструктуры – «Сверх-Я», которая содержит нормы и правила жизни в обществе и первоначально присутствует в виде внешнего контроля (у родителей или замещающих их взрослых), а затем должна интериоризироваться. Процесс взаимодействия «Оно» и «Сверх-Я» является источником психологической травмы. Собственно, культура, по мнению Фрейда, это то, что нужно сообществу людей, но для отдельного индивида – это источник постоянных травм. Поэтому возникает третья подструктура личности – «Я», которая обеспечивает сохранение психики и культурное функционирование индивида, не имеющего возможность выжить вне культуры. «Я» использует различные защитные механизмы – проекцию (когда неосознаваемое в себе приписывается другому человеку), вытеснение (поэтому человек мало что помнит из раннего детства, в период, когда «Я» еще отсутствует, психологических травм слишком много и они вытесняются), рационализация, регрессия, конверсия и многие другие. Особое место в работах Фрейда отводится такой психологической защите, как сублимация, благодаря которой, по его мнению, развивается культура.

Главный смысл психоанализа как психотерапевтического направления выражен формулой – «Там, где было „Оно“, должно стать „Я“».

Наблюдая за многочисленными пациентами, З. Фрейд обнаружил, что за симптомами нарушения психического здоровья у многих из них стоит подавление сексуального влечения. Именно за акцентирование значения сексуальной энергии в жизни человека сам Зигмунд Фрейд и его теория подвергались критике, к которой Фрейд был максимально нетерпим, и из исторических источников известно о разрыве по причине кардинального расхождения взглядов его отношений со многими учениками и коллегами.

Страница 3