Человек должен оставаться человеком - стр. 47
Основой построения глобального информационного общества является автоматическая идентификация человека по его идентификационному номеру – это сбор, обработка и использование информации о человеке независимо от самого человека, его воли, желания, даже его понимания и осознания того, что о нем собирается информация. Поэтому-то идентификационный номер и называется средством автоматической идентификации. Необходимо понимать, что человек никак не может повлиять на процесс автоматической идентификации или остановить его.
Раскинувшая свои сети по всему мiрy, всеведущая и всепроникающая компьютерная система по идентификационному номеру человека легко зафиксирует каждый его социально значимый шаг, каждый его финансовый след и поместит соответствующую запись в имеющий точно такой же номер его файл-досье в базе данных для хранения и автоматической обработки.
Например: В такое-то время № такой-то был в универсаме, купил то-то и то-то на такую-то сумму… Затем этот № пришел к врачу, который поставил ему такой-то диагноз… После этого искомый № побывал в аптеке и приобрел такие-то лекарства на такую-то сумму… Через два часа отслеживаемый № купил в книжном магазине сборник политических памiрлетов и книгу И.А. Ильина «Творческая идея нашего будущего»… Затем этот № приобрел билет на поезд до станции X в вагон №… место №… на такое-то число… и так далее.
Сбор и обработка информации о человеке и окружающем его мiрe в автоматическом режиме ведет к тому, что информационная система, построенная на использовании автоматической идентификации человека, знает о человеке больше, чем сам человек, так как учитывает обстоятельства, неизвестные человеку, о которых человек может и не догадываться, но которые можно использовать при принятии того или иного решения. А значит можно моделировать ситуацию, управлять поведением человека: направлять человека на совершение действий, угодных владельцу информационной системы, устанавливающему соответствующие правила поведения.
Так как будет постоянно оцениваться лояльность человека по отношению к системе в автоматическом режиме, то страх перед внешним цензором может породить еще более жестокого внутреннего цензора, хорошо известного нам с советских времен.