Размер шрифта
-
+

Человечество: история, религия, культура. Раннее Средневековье - стр. 22

Наконец, в 562 г. был заключен мир с персами. Причем после двадцатилетней опустошительной войны границы обоих империй остались практически без изменений. (Гиббон: 42).

Таким образом, несмотря на, казалось бы, непреодолимые препятствия, несмотря на поражения, мятежи, набеги варваров, разорение государства и обнищание народа, несмотря на мириады жертв, Римская империя все-таки возродилась. Заплаченная за это цена была огромна, и уже современники Юстиниана ясно сознавали, что она неоправданно велика. Сам император к концу жизни как будто охладел к честолюбивым мечтам своей молодости. Он увлекся теологией и все меньше и меньше обращался к делам государства, предпочитал проводить время во дворце в спорах с иерархами церкви или даже невежественными простыми монахами. Летом 565 г. он разослал для обсуждения по епархиям догмат о нетленности тела Христова, но результатов его уже не дождался: он умер между 11 и 14 ноября. (Дашков: “Юстиниан Великий”).


6. Храм Святой Софии в Константинополе

Наивысший расцвет византийского искусства пришелся на годы правления императора Юстиниана I Великого (527-565). Юстиниан был великий строитель. При нем на территории всей империи возводились новые дворцы, крепости и храмы. Самым знаменитым архитектурным памятником не только его царствования, но и всего периода существования империи стал храм св. Софии в Константинополе, построенный в 532-537 гг. двумя архитекторами – Анфимием из Тралл и Исидором из Милета.

Храм был возведен во имя Софии – символа божественной премудрости на том же месте, где до него стоял одноименный храм, основанный в IV в. императором Константином Великим (он погиб во время пожара 532 г). Однако, новая, вновь сооружаемая София, в которой император видел главное святилище тогдашнего христианства, далеко превзошла размерами прежнюю. Она отличалась такими размерами, до каких в прошлом никогда не достигали церкви на Востоке. Собор, предназначенный для патриарших и императорских церемоний, был поставлен в центре Константинополя, на самом высоком из его семи холмов, вблизи дворца и ипподрома. Возносясь над другими постройками города, он был далеко виден с Босфора. Прокопий Кесарийский писал, что «этот храм царил над городом, как корабль над волнами моря». Многое при его постройке делалось впервые. Так Анфимий и Исидор впервые применили в своем храме систему полукуполов, связывающих купол Софии с ее базиликальной основой. В эту систему входят два больших полукупола и пять малых. Таким образом, была создана купольная базилика совершенно нового типа.

Страница 22