Размер шрифта
-
+

Человечество: история, религия, культура. Раннее Средневековье - стр. 128

Около 544 г. монастырь Монте-Кассино посетил новый готский король Тотила. Во время разговора святой упрекнул его в жестокостях, предсказал ему, что он овладеет Римом (который в то время находился в руках византийцев) и умрет на десятый год правления. Все эти предсказания сбылись. Есть свидетельства, что после этой встречи Тотила, помня о святом Бенедикте, несколько укротил свою жестокость. Помимо прозорливости Бенедикт имел дар исцеления и даже воскрешения. Все свершенные им чудеса подробно описаны в книге Григория Двоеслова. В заключении жизнеописатель Бенедикта пишет, что святой предвидел свою смерть и знал день, в который она придет. Когда наступил его последний час, Бенедикт попросил отнести его в молельню, причастился св. Тайн и умер стоя, поддерживаемый монахами, с руками, вознесенными вверх во время молитвы. Произошло это между 550 и 560 гг.

В дальнейшем правила св. Бенедикта постепенно вошли на Западе во всеобщее употребление. Еще до его смерти составленный им устав был принят многими монастырями Галлии, Италии, Сицилии, а затем в короткое время распространился среди всего западного монашества. Просветитель Англии Августин Кентерберийский основал на острове целый ряд бенедиктинских монастырей. В Германии устав св. Бенедикта распространял св. Бонифаций. Его любимый ученик Шторм основал в 744 г. знаменитую Фульду, образцом для которой послужили бенедиктинские монастыри Италии. Уже в 751 г. в Фульде насчитывалось более четырехсот монахов. Она превратилась в крупнейший миссионерский центр и рассадник образованности.

Бенедиктинские монастыри появлялись в девственных лесах, на горах, на берегах озер и рек. Упорный труд монахов превращал «пустыни» в возделанные земли, подымал новь. Приютившаяся за монастырскими стенами духовная культура приносила обильные всходы. При каждом монастыре имелась библиотека. В их внутренних школах подготовляли учителей, направлявшихся потом в другие места, а во внешних просвещали мирян. Светская власть много способствовала этому процессу. Карл Великий одарял монастыри, превращал их, покровительствуя монастырским школам, в умственные центры и заботился о их дальнейшем распространении.


Св. папа Григорий Двоеслов

С падением Западной Римской империи папа сделался первым лицом в Риме, главным представителем христианских народов не только в церковном, но и в политическом отношении. Весь авторитет, который в течении веков приобрел Рим, сосредоточился теперь на римском первосвященнике. Находясь вне досягаемости византийских императоров, папы проводили самостоятельную политику, но при этом должны были постоянно согласовывать свои действия с королями остготов. Иоанн I (523-526) по повелению короля Теодориха совершил поездку в Константинополь, где добивался от императора Юстина I прекращения гонений на ариан, однако не преуспел в своей миссии. Когда папа вернулся в Рим, король обвинил его в измене и велел бросить в тюрьму, где Иоанн умер через несколько дней.

Страница 128