Размер шрифта
-
+

Человечество: история, религия, культура. Древняя Греция - стр. 18

Все эти события слабо или совсем не отразились в греческой мифологии. Но кое-что из нее все-таки можно узнать. Попытаемся прежде установить, когда произошло завоевание острова. Понятно, что в мифологической истории нет точных дат. Однако разные слои мифа можно датировать, основываясь на счете поколений. Считается, что в среднем за сто лет сменяется три поколения людей. А поскольку родоначальник династии критских царей Тектам, приходился правнуком Девкалиону, царствование которого относят к первой половине XVI в. до Р.Х., можно заключить, что сам Тектам правил в первой половине XV в. до Р.Х. Дата эта очень хорошо согласуется с вычислениями археологов. Пойдем дальше. Мы знаем, что царствование Миноса отделялось от царствования Тектама двумя поколениями людей. Значит оно приходилось на самый конец XV в. до Р.Х. или даже на начло XIV в. до Р.Х. По преданию Минос захватил престол после борьбы с братьями. Быть может, как раз тогда и погиб Кносский дворец?

Миф оставляет возможность и для другой трактовки. Вспомним, что Минос, ставший родоначальником новой династии, был для первых греческих переселенцев пришельцем со стороны. В связи с этим, борьба, развернувшаяся на острове после смерти Астерия, могла быть не обычной междоусобицей, а новым завоеванием. Так или иначе, к власти тогда пришли люди, крайне враждебно относившиеся к древней критской религии и критской культуре. Это видно не только по жестоким разрушениям в Кноссе (о чем нам сообщают археологи), но и по самому характеру греческих мифов, отразивших полный разрыв традиций. Так мифы ничего не сообщают о блестящем прошлом Кносского дворца. Мы не найдем в них никаких упоминаний об изысканной и утонченной жизни его прежних обитателей, о их напряженной хозяйственной деятельности и пышных религиозных церемониях. Судя по всему, греки, с любопытством взиравшие на величественные кносские развалины, вообще не считали лабиринт дворцом, созданным для жизни людей. Назначение этого огромного, насчитывавшего более 1000 помещений, здания с множеством запутанных переходов, оставалось им непонятным. Как иначе мог возникнуть знаменитый миф о Минотавре – страшном чудовище, полубыке-получеловеке, обитавшем где-то в самом сердце лабиринта и пожиравшем людей, безнадежно заплутавшихся в его бесконечных переходах? И откуда мог взяться этот причудливый, жуткий образ? Рожден ли он воспоминаниями о любимом критянами зрелище – играх с быком, или мы имеем тут отголосок каких-то неизвестных нам критских обрядов, исполнявшихся жрецами в бычьих масках и связанных с человеческими жертвоприношениями? Ответа на эти вопросы пока нет.

Страница 18