Размер шрифта
-
+

Человечество: история, религия, культура. Древняя Греция - стр. 118

Когда боги увидели освобожденного Громовержца, сжимавшего в руках свое грозное оружие, а также маячившего за его спиной исполинского Бриарея они страшно перепугались и стали беспомощно оправдываться. Каждый старался выгородить себя и свалить вину на другого. Конечно, им не удалось ввести Зевса в заблуждение, но тот проявил мудрую сдержанность и не стал злоупотреблять своей победой. Да и мог ли он поступить иначе? Других братьев и сестер, сыновей и дочерей у него просто не было. Низвергни он их всех в Тартар, кто бы тогда остался с ним на Олимпе? Почти все участники заговора получили прощение – с них только взяли слово больше не поступать так впредь. Лишь главные заводилы – Посейдон и Аполлон – отправились в изгнание, да и то ненадолго: Зевс велел им в качестве наказания отработать несколько лет у царя Лаомедонта на строительстве стены вокруг Трои.

В то время во всей Азии не было владыки богаче и могущественнее Лаомедонта. Редкие сокровища, бесчисленные отары овец, многотысячные табуны лошадей, сонмы могучих воинов, – все было дано ему богами. Однако Лаомедонт не испытывал за это никакой благодарности – он привык принимать ниспосланные ему дары как должное. Кичливый и надменный он с презрением взирал на людей и особо не церемонился даже с небожителями. Когда Посейдон и Аполлон нанялись к нему на работу, царь не проявил к ним ни малейшего почтения и обращался с богами как с обычными поденщиками. Целый день от темна до темна они тесали и таскали камни, месили глину и копали землю. Аполлона заставили кроме того пасти царский скот. Оба изгнанника со смирением сносили свое унижение и вздыхали лишь о том, что работа продвигается слишком медленно. Никто ведь им не помогал!

Когда благородный Эак, царь Эгины, узнал о несчастной судьбе Посейдона и Аполлона он тотчас оставил все дела, приехал к Лаомедонту и тоже нанялся к нему в работники. «Негоже смертным праздно смотреть на то, как трудятся боги! – сказал он. – Благочестивые люди должны разделять не только их радости, но и их невзгоды!» Эак добросовестно трудился до конца стройки. Внешне возведенная им часть стены ничем не отличалась от той, что построили Посейдон и Аполлон. Но так казалось только на первый взгляд! По окончании работы неведомо откуда вблизи Трои появились три больших змеи. Две из них попытались проникнуть в город через стены, сделанные богами, но сорвались вниз и разбились. И только змея, взбиравшаяся по стене Эака, проползла внутрь. «Что такое? – удивился Лаомедонт. – Что это значит?» Позвали прорицателя. «Государь, – отвечал тот. – Смысл знамения не вызывает сомнений: укрепления, возведенные божественными руками, неприступны. Единственное слабое место в обороне – это стены царя Эака. Придет день, когда враги прорвутся через них в город!» Эак был расстроен словами прорицателя. Он хотел оправдаться, однако Лаомедонт не удостоил его взглядом. Весь свой гнев он обратил на стоявших тут же богов. «Никчемные пустомели! – закричал он. – Не говорите мне, что вы не знали об этом раньше! И не ждите, что я приму вашу работу! Ломайте и стройте все заново!» – «Как бы ни так! – сердито отвечал Посейдон. – Работа сделана, и мы больше тебе не рабы! Плати жалование – мы уходим!» Но Лаомедонт отказался отдать им условленную плату. «Вы меня обманули и ничего не получите! – заявил он. – Убирайтесь вон из моих владений! А попадетесь еще раз мне на глаза, я велю отрезать вам уши!»

Страница 118