Размер шрифта
-
+

Частные музеи России. Хранители памяти и пространства - стр. 1


Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив



© ООО ТД «Никея», 2022

© АНО Центр «Никея», 2022

Об этой книге

«Прекрасна уже сама по себе идея книги о частных музеях России: наша страна неисчерпаемо богата увлеченными и самоотверженными людьми, готовыми собирать и делиться своим знанием и страстью. Такие музеи обогащают жизнь и открывают местным жителям и гостям неожиданные ракурсы знакомых мест и привычных историй. Напомню, что и крупнейшие музеи иногда вырастали из частных собраний – как Третьяковская галерея, главный национальный музей страны. Уверена, что прекрасное будущее ждет и многие коллекции, о которых идет речь в книге. Теперь у меня появился личный список для путешествий – побывать хочется в каждом из этих музеев».

Марина Лошак,
директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, искусствовед, коллекционер

«Книга впервые знакомит читателей с систематизированной ценной информацией по созданию и развитию частных музеев в России. Для современного человека, пришедшего в музей, интересны не только экспозиционные пространства и коллекции.

Нам запоминается какая-то особенная атмосфера, „личная“ история, которую музей хочет рассказать о себе. Все описанные музеи очень разные – и всех, как мне показалось, объединяет идея „быть полезными“, столь характерная для музеев государственных. Здесь же она воплощается ненавязчиво и самыми разнообразными способами. Быть может, потому, что за частными музеями, как правило, стоят незаурядные личности и яркие события».

Алина Сапрыкина,
главный куратор, заместитель директора Всероссийского музея декоративного искусства 

«Эта книга рассказывает не только отдельные истории людей, страстно увлеченных коллекционированием. Она раскрывает целый культурный пласт, задает навигацию по уникальным музейным сокровищницам нашей страны, позволяет окунуться в мир частных коллекций, поражающий своей оригинальностью и насыщенностью».

Алексей Шабуров,
директор Ассоциации частных и народных музеев России

«В 1990-е годы государство добровольно рассталось с монополией на память, и по всей России стали множиться частные музеи. Некоторые не просуществовали и пары лет, другие уже много сезонов радуют посетителей. Посвященные самым неожиданным явлениям, они через призму разных взглядов рассматривают нас с вами – человека обыкновенного с его эмоциями, страстишками, хворями и радостями. Существует каноничный краеведческий музей с обязательным чучелом бобра – в книге вы подобных не встретите. Только ювелирно подобранные, созданные подвижниками, энтузиастами и юродивыми. Обязательно постарайтесь посетить хотя бы десяток, чтобы поплакать над миром исчезнувших деревень Приволжья, изучить быт советских ученых эпохи больших свершений или медитативно истолочь минералы в старинной ступе».

Павел Гнилорыбов,
историк, главред проекта «Архитектурные излишества»

От редакции

30 лет назад все музеи в России были государственными, и обычный гость в них редко мог рассчитывать на какую-то роль, кроме наблюдателя. Музей был сродни храму – почти сакральным историческим пространством, где даже дышать хотелось чуть тише.

Жизнь меняется – преобразуется культурный ландшафт.

Наша повседневность перестраивается в угоду современному темпу жизни больших городов, быт упрощается, мы приобретаем комфорт – но взамен отдаем нечто очень милое сердцу.

Музеи призваны сохранить то уникальное цивилизационное пространство, в котором нам довелось родиться, показав прошлое неотделимым от настоящего и будущего. Как точно подметил поэт Лев Рубинштейн: «Музей – это художественная штопка нашей рвущейся в разных местах исторической памяти».

И если раньше «художественной штопкой» занимались лишь мощные «швейные машины» в лице государственных организаций, то сегодня появились и отдельные искусные умельцы, «ювелирно орудующие иглой» в разных городах и весях нашей огромной страны.

Частные музеи создаются людьми и для людей. Гость зачастую оказывается центром экспозиции. А эмоции – способом коммуникации человека и экспоната. Сегодня в музей идут не только и не столько за информацией, сколько за опытом и чувствами. Эти терапевтические места лечат впечатлениями, помогая расширить границы восприятия привычных нам вещей.

Страница 1