Размер шрифта
-
+

Церковь Святителя Филиппа Митрополита Московского в Мещанской слободе - стр. 6

По улице 3‑я Мещанская (ныне ул.Щепкина) числились: дом 9 – Казанское подворье; дом 28 – Мещанский полицейский дом; дом 61 – Старая Екатерининская больница; дома 63, 65 относились к церкви св. Троицы в Капельках.



>Церковь св. Троицы в Капельках


Но, пожалуй, самое древнее и знаковое место в Мещанской слободе именовалось Божедомкой и находилось оно в районе современных Екатерининского парка и ул.Дурова. Здесь располагалось древнее капище славян в районе бывших Старой и Новой Божедомских улиц, где издревле существовал «Убогий дом», самый древний в Москве, где, по славянскому обычаю было место призрения нищих, бездомных и осиротевших детей, а также бесхозных стариков. Также здесь, помимо обычного кладбища, было место захоронения неопознанных покойников.

На Руси издревле отношение к осиротевшим детям, немощным старикам, инвалидам было внимательным еще с дохристианских времен. Народы Руси уважали старость, сострадали бедным, больным, обездоленным.

В России, в средневековый период интенсивного распространения христианства были заимствованы из древней ведической (языческой) культуры основные фундаментальные принципы, которые являются условием жизни и развития общества. Поэтому среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы лечебницы, богадельни или приюты, в которых находили прибежище старики и сироты. Милосердие, естественно, базировалось на религиозных догматах, в первую очередь о любви к ближнему, как к самому себе, что является подобием любви человека к Богу.

Помощь обездоленным приходила не столько от Церкви, сколько от простых мирян-прихожан. Поэтому принято выделять особый институт церковно-приходской помощи сиротам того времени – скудельницы. «Скудельницами» или «Убогими домами» наши древние предки называли кладбища, на которых хоронили умерших во время эпидемий, замерзших зимой, неизвестных странников. При скудельницах сооружались сторожки-домики, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники – старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожей погоста и воспитателей. Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Ежегодно в дни, когда Церковь поминает всех почивших христиан, на скудельницы из ближайших монастырей отправлялись крестные ходы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Страница 6
Продолжить чтение