Церковь небесная и земная - стр. 6
Такое понимание присуще древней святоотеческой мысли, восточной и западной. Вот слова святителя Иоанна Златоуста: «Опять память мучеников, и опять праздник, духовное торжество. Они страдали, и мы радуемся; они подвизались, и мы ликуем; их венец – общая слава, или лучше, слава всей Церкви. Как, скажешь, это может быть? Мученики суть наши части и члены, но страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12, 26). Венчается голова, и остальное тело ликует. Мы – ноги, мученики – голова; но не может сказать голова ногам: вы мне не нужны (1 Кор. 12, 21). Прославлены члены, но превосходство славы не отчуждает их от союза с остальными частями: ибо тогда особенно они и славны, когда не чуждаются союза с ними… Если Владыка их не стыдится быть нашим Главою, то тем паче они не стыдятся быть нашими членами, ибо в них выражена любовь, а любовь обыкновенно соединяет и связывает разобщенных, несмотря на разность их по достоинству».
Святой Иоанн Кронштадтский в своих «Мыслях о Церкви» пишет: «Признавай, что все святые – старшие братья наши во едином Дому Отца Не бесного, которые с земли перешли на небо, и всегда они в Боге с нами и постоянно нас учат, руководят к жизни вечной посредством составленных ими церковных служб, Таинств, обрядов, поучений, установлений церковных, как – постов, праздников, – и так сказать, вместе с нами служат поют, говорят, поучают, помогают нам в разных искушениях и скорбях; и призывай их как живущих с тобою под одним кровом; прославляй, благодари их, беседуй с ними как с живыми; и ты будешь веровать в Церковь».
Церковь в молитвенных обращениях к апостолам и святителям называет их своими «столпами», на которых и ныне утверждается Церковь. «Ты еси столп Церковный»… «столпи Церкве есте»… «ты еси пастырь добрый и учитель теплый, святителю»… «вы есте очи Христовы Церкве»… «вы есте звезды церковныя»… Согласно сознанию Церкви, святые, отойдя на небеса, составляют как бы небосвод церковный. «Честную твердь церковную, яко звезды величайшия просвещаете присно, и верныя озаряете, мученицы Божественнии, Христовы воины».[3] «Яко звезды многосветлые мысленно воссиявше на церковней тверди всю тварь просвещаете»[4]. Основание для таких обращений к святым находится в самом слове Божием. В Откровении Иоанна Богослова читаем: Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего (Откр. 3, 12). Таким образом, святые – столпы Церкви не только в прошлом, но и во все времена.