Церковь небесная и земная - стр. 3
Итак, между Церковью земной, воинствующей на земле, и Церковью Небесной, торжествующей на небесах, существует духовное общение. Общение это выражается в молитвах и призывании святых, в благотворных явлениях святых с неба, их чудотворениях и разного рода посредничестве. В честь святых строят храмы, составляют службы, пишут и освящают иконы, празднуют дни их памяти. О таком соединении Церкви Небесной с земной апостол Павел говорит: Вы (христиане) приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу (Евр. 12, 22–24).
«Церковь есть дом Божий: в ней Господь-Глава всех святых, на небеси торжествующих и на земле жительствующих и подвизающихся, и все – члены Его; един Дух Божий всех оживляет, освящает, утверждает. В сем Дому Божием все близки между собою, как члены друг к другу, все здоровые и немощные члены, небесные и земные, помогают друг другу; земные молят небесных о помощи, небесные умоляют о них Господа: и таким образом великая милость Божия обильно проливается на Церковь, на всю полноту ее. Церковь земная и в прежние роды и теперь исполнена чудес Богоматери и разных святых» (св. Иоанн Кронштадтский).
Святые своими посредствующими молитвами очищают, подкрепляют и приносят Богу молитвы верных, живущих на земле, и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на них или невидимой силой, или через свои явления и другие образы. Пример призывания в молитвах святых Церкви Небесной видим, например, у пророка Давида, который взывал: Господи, Боже Авраама и Исаакаи Израиля, отцов наших (1 Пар. 29, 18). Обычай призывать в молитвах святых и просить их покровительства и заступления существовал в Церкви христианской еще в первые ее времена. Так, святитель Кирилл Иерусалимский в изъяснении Божественной литургии пишет: «Поминаем и прежде почивших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше». Святым дано множество фимиама, чтобы они с молитвой возложили его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога (Откр. 8, 3–4). Не только своими молитвами, но и в разного рода чудотворениях и явлениях с неба святые благотворно действуют на живущих на земле и этим свидетельствуют о тесной связи умерших с живыми. Из истории Ветхозаветной Церкви известно, что от прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвый (см.: 4 Цар. 13, 21). Евангелист Матфей повествует, что по крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа