Ценности и принципы исламской экономики - стр. 9
Конечно, наряду с вышеупомянутым важным фактором, правительство (при условии познания других причин и факторов, влияющих на производство, и создания идеальной модели производства для заводов) может путем проведения определенной политики и необходимого контроля над производством устранить одни факторы и вызвать другие, чтобы достичь идеального производства. Например, оно может посредством увеличения налогов увеличить производственные издержки заводов и уменьшить объем их производства.
Разница между изучением реальных явлений и созданием идеальной модели в естественных и общественных (экономика) науках и ее причины
Эта разница возникает из-за неоднородности явлений, исследуемых этими двумя ветвями наук. Общественные науки изучают поведение человека и человеческого общества, а естественные науки изучают движение и поведение природных явлений. Отсюда можно выделить три различия между явлениями, исследуемыми естественными и общественными науками.
1. Явления, изучаемые общественными науками, связаны с поведением человека, которое формируется в соответствии с его волей и сознанием. Поэтому эти данные имеют добровольную, сознательную и в какой-то мере свободную, а не принудительную и вынужденную сущность, и потому их можно назвать свободными и гибкими явлениями. Исходя из этого, разница между явлениями естественных наук и законами природы и явлениями гуманитарных наук и законами, довлеющими над человеческим поведением, имеет существенный и фундаментальный характер.
Возможно, кому-то покажется, что эта разница между двумя ветвями наук формальна и что отношения, господствующие в мире природы, не отличаются с точки зрения сходства связи и причинности от отношений, влияющих на человеческое поведение, и что единственная разница между данными этих двух ветвей наук состоит в том, что связи в естественных науках более ясны, ограниченны и контролируемы, а в общественных науках они сложнее, шире и меньше поддаются изучению и контролю. Однако несмотря на то, что множество факторов, влияющих на человеческое поведение, осложняет изучение этого поведения и управление им, в действительности разница между данными этих двух ветвей наук заключается не только в условиях и особенностях связей, их сложности или простоте. С философской точки зрения уже доказано, что связь добровольного поведения отличается от связи причинности и естественной необходимости, критериями которой является являются неразделенность и непреложность. Более подробно об этом можно узнать в книгах по философии. Здесь же мы ограничимся лишь тем, что каждый человек может обнаружить в себе эту истину: исходящие от него действия, в отличие от сияния солнца и движения небесных тел, не являются принудительными.