Целебный пар - стр. 8
Бесспорно, сауна является культурным достоянием финского народа. Первым робким шагом, с которого началось ее распространение по всему миру в XX в, явилось строительство скромной сауны в Париже к олимпийским играм 1924 г. Значительную роль в рекламе сауны сыграли олимпийские игры 1936 г. в Берлине, где в олимпийской деревне для финских спортсменов была построена сауна, и их спортивные достижения на этой олимпиаде были приписаны в значительной степени положительному влиянию сауны. Широкое распространение сауна получила после второй мировой войны.
То, что сауна, несмотря на запреты, не исчезла в небытие, не следует приписывать только ее гигиеническим свойствам. Она имела более глубокие корни в жизни людей. В прошлом она наделялась мистическим влиянием и считалась вместилищем таинственных сил. Кроме того, ее положительное влияние объясняли лечебным действием. На протяжении столетий накапливались сведения о положительном влиянии сауны как на здоровых, так и на больных людей. До конца XVIII в. сауна была практически единственным методом оказания помощи больным людям. В то время ее можно было бы сравнить с современной поликлиникой.
Следует подчеркнуть, что до конца первой половины XIX столетия не было большой разницы между знахарями и врачами. Их дифференциация произошла по мере открытия клетки и микробов, развития физических и химических методов исследования. Раньше главной задачей знахарей и врачей была терапия, а лечение зависело от представления о болезни, которая могла быть вызвана злыми духами. Знахарство было связано с магией, волшебством и мистическими силами, что отражалось на методах лечения. Врачи же исходили из учения Гиппократа о плохой крови, которая могла быть причиной различных заболеваний. Ее следовало выпустить из вен с помощью пиявок или других доступных способов. Таким образом, мистицизм объединял обе группы врачевателей. Благодаря своим особенностям, обособленности от остальных построек сауна являлась идеальным местом для проведения лечебных мероприятий больным людям, особенно в вечерние часы. Так проводились кровопускания, что объясняет возникшее в те времена название «кровавая сауна». Проведение этой процедуры было возможно в связи с известной стерильностью среды, достаточным количеством теплой воды, интимностью обстановки. Финская сауна считалась святым местом, в ней нельзя было громко разговаривать, петь, принимать алкоголь или шумно развлекаться, – следовало вести себя тихо, как в костеле. Нарушители этого запрета строго наказывались.
Заведений, подобных сауне, в мире было много, и всем им приписывали лечебное влияние. Так, общество норвежских врачей считало, что сауна может предупреждать развитие некоторых инфекционных заболеваний, ирландские бани использовались при ревматизме по всей Ирландии. Англичанин У. Tooг, член Императорской академии наук в Петербурге, в 1799 г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются положительным влиянием русской бани. С 1877 по 1911 г. было написано около 30 диссертаций о лечебном воздействии русской бани.