Размер шрифта
-
+

Целебный пар - стр. 4

Труд Галена, в котором были обобщены представления античных медиков, оказал большое влияние на развитие естествознания вплоть до XVI в. Однако после падения Римской империи в V в. бани утратили свое значение в Западной Европе, а с наступлением поры религиозного аскетизма и вовсе стали считаться безнравственными заведениями. Уход за телом рассматривался в то время как одно из проявлений язычества. И хотя строительство бань после крестовых походов возродилось, достигнув наибольшего развития в XIII–XVI вв., учение о благотворном воздействии бань на организм человека в Западной Европе было забыто.

Традиции восточных бань

Открытия античных ученых о пользе водных процедур были подхвачены восточной медициной. Выдающиеся ученые медики Рази (Разес) Абу Бакр Мухаммед бен Закария и Абу Али ибн Сина (Авиценна) на основе трудов Гиппократа и Галена разрабатывали новые методы наблюдения и лечения больных, гигиенические и оздоровительные средства.

Сочинения Авиценны «Канон врачебной науки» и «Книга исцеления» получили широкую известность не только на Востоке, но и в Европе. В трудах Авиценны содержатся рекомендации, касающиеся поддержания чистоты тела, использования природных источников с гигиенической и лечебной целями, подробное описание применения бани. Идеи Разеса и Авиценны способствовали распространению бань и массажа во многих восточных странах – Персии, Турции, Хиве, Бухаре, Армении, Грузии.

Типичные восточные бани сохранились и по сей день в Азии, например в Бухаре. Здесь было много бань, из которых сейчас продолжают действовать Хаммоми Саррофон и Хаммоми Базори-Корд. Эти полуподземные сооружения втиснулись в рыночные ряды, их низкие купола едва возвышаются над рынком. И хотя старинные бани теперь технически усовершенствованы, они сохраняют свой былой облик как снаружи, так и внутри.

Бухарские бани представляют большой историко-культурный интерес как памятники гражданского строительства Бухары XVI в., хотя в них и не сохранилось убранство, характерное для средневековых бань Востока. В свое время в инженерно-техническом отношении эти бани являли собой несомненное достижение эпохи. Войдя туда, вы окажетесь в довольно просторном зале. Оставив здесь одежду, спуститесь вниз метра на два по ступенькам, потом еще на полтора метра по наклонной площадке. Отсюда в мыльное отделение ведет узкий длинный коридор. В круглом зале мыльного отделения четыре-пять ниш, в которых удобно мыться, и три узких прохода: один ведет в парилку, другой – в более прохладное помещение, третий – в зал для отдыха. Именно в этой последовательности и происходит банная процедура: из парилки – в нежаркую комнату, где потоотделение продолжается, а затем – в зал для отдыха. Только после этого следует вымыться и воспользоваться услугами банщика-массажиста.

Страница 4