Цель на 360. Управляй судьбой - стр. 8
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Глава 3
Как развивалось учение о целеполагании
Никогда, никогда не позволяйте никому говорить вам, что вы можете и чего не можете. Докажите, что циники ошибаются. Это их проблема, что у них нет воображения. Единственный предел – это небо. Ваше небо. Ваш предел.
Том Хиддлстон
Как бы ни хотелось начала всего приписать Аристотелю – это большое преувеличение. Как тогда первобытные люди охотились на мамонтов или добывали себе иную пищу? На охоте мало владеть копьем или топором – нужно заниматься стратегическим планированием: понять, «на кого идем», разбить эту цель на задачи и подзадачи, распределить роли и обязанности в команде, наделить людей ресурсами и полномочиями.
Если мы говорим о построении пирамид, там так же сложно говорить об отсутствии целеполагания. Сложно было бы построить пирамиды без понимания того, как они должны выглядеть в конечном итоге.
Да и вспомнить диалоги Платона – вряд ли он писал их хаотично, без конкретного замысла. Поэтому, когда некоторые авторы ставят во главу угла науки целеполагания Аристотеля, у нас это невольно вызывает улыбку.
Учение о целеполагании росло вместе с человеческим родом. Идея реципрокного альтруизма (иначе говоря, принцип «ты – мне, я – тебе») достаточно распространена и у человекообразных обезьян, и у других видов животных. Объединив наши ресурсы, мы быстрее сможем добиться цели выживания – это одна из движущих идей эволюции, в том числе человеческой.
Мир идей Платона в учении о целеполагании
Вернемся к древним грекам. Говоря о целеполагании, нельзя не упомянуть Платона и его учение о мире идей.
По мнению Платона, каждому классу предметов чувственного мира (например, классу лошадей) в бестелесном мире соответствует некоторый вид, или идея (вид коня, идея коня). Этот вид уже не может быть постигаем чувствами, как обычный конь, но может быть лишь созерцаем умом (к тому же хорошо подготовленным).
Многие современники Платона возражали против этой концепции. Глава школы киников Антисфен вообще прямо глумился над ней. «Этого коня перед собой, – говорил он, – я вижу, а вот “идеи” коня, “конности”, “лошадности”, о которой ты, Платон, твердишь, не вижу». Платон парировал: «Да, идеи коня ты не видишь, но это происходит только оттого, что ты хочешь и надеешься увидеть ее обычными глазами. Я же утверждаю, что ее можно увидеть только “глазами ума”, с помощью интуиции ума».