Царство и священство
1
Леонтьев К.Н. Письмо И.И. Фуделю. 6 июля 1888//Леонтьев К.Н. Избранные письма 1854–1891. СПб., 1993. С.385.
2
Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. Вып. 2//Соловьев В.С. Сочинения. В 12 т. Т. 6. Брюссель, 1966. С.175.
3
См. об этом: Болл Т. Власть. М., 1993. С. 35.
4
Уолцер М. О терпимости. М., 2000. С. 68.
5
Асмус Валентин, протоиерей. Царь в Библии // Православная государственность: 12 писем об Империи / Сб. ст. под ред. Величко А.М. и Смолина М.Б. СПб., 2003. С. 232.
6
Князев Алексий, протопресвитер. Пророки. М., 2001. С. 8–10.
7
Алипий (Кастальский – Бороздин), архимандрит, Исайя (Белов), архимандрит. Догматическое богословие. Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 186–189.
8
Откр. 18: 1, 20.
9
Иов. 1: 12.
10
Ис. 36: 18–19.
11
Серафим (Роуз), иеромонах. Православный взгляд на эволюцию. М., 1997. С. 56–57.
12
Святитель Филарет (Дроздов). Слово в день рождения Благочестивейшего Государя – Императора Николая Павловича // Творения митрополита Московского и Коломенского Филарета. М., 1994. С. 276.
13
Святитель Филарет (Дроздов). Толкование на Книгу Бытия. М., 2003. С. 76.
14
Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 245.
15
Быт. 3: 21.
16
Святитель Филарет (Дроздов). Толкование на Книгу Бытия. С. 111.
17
Как-то в одной из своих работ И.Л. Солоневич (1891–1953) справедливо и иронично писал: «От того, что пионерское собрание приняло резолюцию, согласно которой Бога нет, Господь не исчезнет и не изменится, изменятся лишь сами пионеры».
18
1 Кор. 12: 4–7.
19
Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Послание Апостола Павла к римлянам (глава XIII) // «Власть. Основы отношения к властям, обществу и государству». М., 1998. С. 5.
20
Святитель Василий, епископ Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. М., 2003. С. 172.
21
Быт. 2: 16–17.
22
Цит. по: Соколов И.И. Вселенские судьи в Византии // Соч. СПб., 2003. С. 222–223.
23
Мф. 7: 20.
24
Победоносцев К.П. Власть и начальство // Московский сборник. М., 1896. С. 248.
25
Рим. 13: 1–7.
26
Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология // Русская идеология. М., 2000. С. 102.
27
1 Кор. 15: 33.
28
Новоселов М.А. Догмат и мистика // Новоселов М.А. Догмат и мистика в Православии, католичестве и протестантизме. М., 2003. С. 31.
29
Пс. 88: 20–21, 25.
30
Притч. 14, 34.
31
Асмус Валентин, протоиерей. Церковные полномочия Византийских императоров// Православная государственность: 12 писем об Империи. С. 35.
32
Асмус Валентин, протоиерей. Лекции по истории Церкви. Лекция № 4.
33
Курц П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях// Вопросы философии. № 4. 1990. С. 170–172.
34
Гэлбрейт Дж. К. Справедливое общество: гуманистический взгляд//Новая индустриальная волна на Западе. Антология/ Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 26.
35
Тихомиров Л.А. Два объяснения// Тихомиров Л.А. Критика демократии. М., 1997. С. 313.
36
Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2003. С. 159, 160.
37
«Слово благочестивейшего императора Юстиниана, посланное к Мине, святейшему и блаженнейшему архиепископу благополучного города и патриарху, против нечестивого Оригена и непотребных его мнений»//Деяние Вселенских Соборов (далее ДВС). В 4 т. Т. 3. СПб., 1996. С. 514.
38
Геростергиос Астериос. Юстиниан Великий – император и святой. М., 2010. С. 136.
39
Асмус Валентин, протоиерей. Отношения Церкви и государства по законам императора Юстиниана I (Великого)// http:oroik.Netda.chten_99/asmus.htm.
40
Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М., 2003. С. 248.
41
Градовский А.Д. Государство и прогресс// Градовский А.Д. Соч. СПб., 2001. С. 67.
42
Леонтьев К.Н. Чем и как либерализм наш вреден?//Леонтьев К.Н. Восток. Россия и славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза. М., 1996. С. 273, 274.
43
Тихомиров Л.А. Государственность и религия// Тихомиров Л.А. Апология Веры и Монархии. М., 1999. С. 132.
44
Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. С. 144–146.
45
Мф. 6: 24.
46
«Невозможно участие церковного Священноначалия и священнослужителей, а, следовательно, и церковной Полноты, в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций и отдельных кандидатов, агитация, и так далее» (См.: Социальная концепция Русской Православной Церкви. М., 2001. С. 75).
47
«Невозможно участие церковного Священноначалия и священнослужителей, а, следовательно, и церковной Полноты, в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций и отдельных кандидатов, агитация, и так далее» (См.: Социальная концепция Русской Православной Церкви. М., 2001. С. 79–80.
48
«Не вмешивайте Церковь в политику, – говорят нам. Неправда. Нужно сказать: не смешивайте Церкви с партиями, но зато дайте нашей, сбившейся с пути “политике” опору той высочайшей истины, которая лежит в христианском учении и которая уничтожает все иллюзии, фантазии, все односторонние увлечения людей политики», – почти сто лет тому назад писал Л.А.Тихомиров (1852–1923) (См.: Тихомиров Л.А. Христианство и политика // Тихомиров Л.А. Христианство и политика. М., 1999. С. 18).
49
Огицкий Д.П., Максим Козлов, священник. Православие и западное христианство. М., 1999. С. 64.
50
Зноско-Боровский Митрофан, протоиерей. Православие, Римо-католичество, протестантизм и сектантство. Челябинск, 1992. С. 34.
51
Чичерин Б.Н. История политических учений. В 5 т. М., 1869. Т. 1. С. 207.
52
Зноско-Боровский Митрофан, протоиерей. Православие, Римо-католичество, протестантизм и сектантство. С. 47.
53
Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1. С. 148.
54
Огицкий Д.П., Максим Козлов, священник. Православие и западное христианство. С. 65–67.
55
Рим. 13: 1.
56
1 Петр. 2: 13–14, 17.
57
Мф. 22:21.
58
Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Послание Апостола Павла к римлянам (глава XIII) // Власть. Основы отношения к властям, обществу и государству. М., 1998. С. 5.
59
Градовский А.Д. Национальный вопрос в истории и литературе. СПб., 1878. С. 70.
60
Государственный катехизис. Православное учение о боговластии. М., 1998. С. 6.
61
Откр. 21: 1.
62
Зноско-Боровский Митрофан, протоиерей. Православие, Римо-католичество, протестантизм и сектантство. С. 34, 35.
63
Цит. по: Там же. С. 36.
64
Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995. С. 136.
65
Ли Г.Ч. Инквизиция. Происхождение и устройство. СПб., 1999. С. 505–506, 510.
66
Там же. С. 450, 451, 492.
67
Там же. С. 451.
68
Гергей Е. История папства. М., 1996. С. 156–161.
69
Там же. С. 179, 180.
70
Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1. С. 221
71
Карсавин Л.П. Культура средних веков. С. 152–153.
72
Тихомиров Л.А. Два объяснения // Тихомиров Л.А. Критика демократии. М., 1997. С. 504.
73
«Верю, что мне, как рабу, предстоит суд не только за свои грехи, вольные и невольные, но и за грехи моих подданных, совершенные из-за моей неосмотрительности» (Первое послание Курбскому // Иван IV (Грозный). Сочинения. СПб., 2000. С. 81).
74
Цит. по: Зноско-Боровский Митрофан, протоиерей. Православие, Римо-католичество, протестантизм и сектантство. С. 34.
75
Социальная концепция Русской Православной Церкви. С. 38.
76
Шестун Евгений, священник. Православная педагогика. М., 2001. С. 23.
77
Мф. 18: 17.
78
1 Кор. 5: 11.
79
Социальная концепция Русской Православной Церкви. С. 147.
80
Восторгов Иоанн, священномученик. Христианство и социализм // Восторгов Иоанн, священномученик. Соч. В 5 т. СПб., 1998. Т. 5. С. 55.
81
Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990. С. 178–179.
82
Там же. С. 179.
83
Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. СПб., 1908. С. 472, 474–476.
84
Туроу Л. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. Новосибирск, 1999. С. 118, 119, 121, 127, 128.
85
Победоносцев К.П. Курс гражданского права. В 4 т. М., СПб., 1871. Т. 2. С. 3.
86
Победоносцев К.П. Курс гражданского права. В 4 т. М., СПб., 1871. Т. 2. С. 11.
87
Шестун Евгений, священник. Православная педагогика. С. 459.
88
Чубинский М.П. Курс уголовной политики. СПб., 1912. С. 28.
89
Ключевский В.О. Состав представительства на земских соборах Древней Руси// Ключевский В.О. Сочинения. В IX т. М„1990. Т. VIII. С. 296.
90
Иоанн (Снычев), митрополит. Русь Соборная. Очерки христианской государственности. СПб., 1995. С. 30.
91
Филиппов А.Н. Учебник истории русского права. Юрьев, 1912. С. 89, 90, 117.
92
Там же. С. 95, 96.
93
Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб., 1999. С. 194, 195.
94
Там же. С. 467–472.
95
Социальная концепция Русской Православной Церкви. С. 54.
96
Социальная концепция Русской Православной Церкви. С. 59, 74.
97
Там же. С. 76.
98
Тихомиров Л.А. Государство и религия // Тихомиров Л.А. Апология Веры и Монархии. М., 1999. С. 132.
99
Спекторский Е.В. Проблемы социальной физики в XVII столетии. В 2 т. Т. 2. СПб., 2006. С. 363, 364.
100
Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915. С. 18.
101
Алексеев Н.Н. Идея государства. СПб., 2001. С. 3.
102
Аристотель. Политика. Кн. I (I.9). 1253а//Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 378.
103
Цит. по: Чичерин Б.Н. История политических учений. В 5 т. Т. 5. М., 1902. С. 240.
104
Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных//Русская идеология. М., 2000. С. 200, 201.
105
Аристотель. Политика. Кн. I (II.1). 1253b. С. 380.
106
Платон. Государство. 369 b-d.//Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 3 (1). М., 1971. С. 145.
107
Ильин И.А. О сущности правосознания//Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 268.
108
Петражицкий Л.И. Очерк теории власти// Петражицкий Л.И. Теория и политика права. Избранные труды. СПб., 2010. С. 874.
109
Аристотель. Политика. Кн. I (I.9). 8. 1253а. С. 380.
110
Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 279.
111
Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. В 3 т. Т. 1. М., 1894. С. 3.
112
Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. В 2 т. Т. 1. СПб., 1909. С. 214, 215.
113
Иванов В.И. Первозакон//Иванов В.И. Избранное. М., 2012. С. 7.
114
Ильин И.А. О сущности правосознания. С. 270.
115
Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология// Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. М., 2000. С. 9.
116
Михайловский И.В. Очерки философии права. Т. 1. Томск, 1914. С. 158.
117
Тышкевич Станислав, священник. Учение о Церкви. Париж, 1931. С. 47.
118
Михайловский И.В. Очерки философии права. Т. 1. С. 158.
119
Алексеев Н.Н. Основы философии права. С. 214.
120
Петражицкий Л.И. Очерк теории власти. С. 872.
121
Алексеев Н.Н. Основы философии права. С. 216, 217.
122
Гегель Г.В.Ф. Философия права. С. 285.
123
Тракателлис Димитрий, митрополит Вресфенский. Власть и страдание. Христологические аспекты Евангелия от Марка. М., 2012. С. 20–27.
124
Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. С. 101, 102.
125
Вальденберг В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства. СПб., 2008. С. 137, 138.
126
Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. С. 9.
127
Барт Карл. Оправдание и право//Барт Карл. Оправдание и право. М., 2006. С. 34.
128
Канторович Эрнест. Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии. М., 2014. С. 118, 127.
129
Барт Карл. Христианская община и гражданская община//Барт Карл. Оправдание и право М., 2006. С. 72.
130
Чичерин Б.Н. Философия права//Вопросы философии и психологии. Кн. 51 (I). М., 1900. С. 103, 113.
131
Пашков Дмитрий, священник. Сенат и Синод в позднеримской Империи//Богословские труды. 2012. Вып. 43–44. С. 479, 480.
132
Барт Карл. Оправдание и право. С. 21, 22, 35.
133
Алексеев Н.Н. Основы философии права. С. 215, 219.
134
Барт Карл. Христианская община и гражданская община. С. 67.
135
Гегель Г.В.Ф. Философия права. С. 365.
136
Тышкевич Станислав, священник. Учение о Церкви. С. 167.
137
Ильин И.А. О сущности правосознания. С. 270.
138
Хомяков А.С. Семирамида. Исследование истины исторических дней//Хомяков А.С. Соч. В 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 98, 99.
139
Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Т. 1. С. 81.
140
Нот Мартин. История Древнего Израиля. СПб., 2014. С. 190.
141
Богородский Я.А. Еврейские цари//Еврейские цари и первосвященники: жизнь, быт, нравы/Сост. А.Р. Андреев. М., 2011. С. 212–215.
142
Троицкий И.Г. Общественный быт древних евреев//Еврейские цари и первосвященники: жизнь, быт, нравы. С. 150, 151.
143
Сапожников А.А. О царской власти с библейской точки зрения//Имперское возрождение. № 2. 2005. С. 46, 47.
144
Богородский Я.А. Еврейские цари. С. 254, 255.
145
Богородский Я.А. Еврейские цари. С. 292, 293.
146
Лопухин А.П. Законодательство Моисея. Исследование о семейных, социально-экономических и государственных законах Моисея с приложением трактата «Суд над Иисусом Христом с юридической точки зрения». СПб., 1883. С. 242.
147
Там же. С. 210, 211, 213.
148
Асмус Валентин, протоиерей. Царь в Библии//Православная государственность: 12 писем об Империи / Сб. ст. под ред. А.М. Величко и М.Б. Смолина. СПб., 2003. С. 232.
149
Миролюбов А. Быт еврейских царей//Еврейские цари и первосвященники: жизнь, быт, нравы / Сост. А.Р. Андреев. М., 2011. С. 522, 523.
150
Богородский Я.А. Еврейские цари. С. 211, 225.
151
Канторович Эрнест. Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии. М., 2014. С. 199.
152
Миролюбов А. Быт еврейских царей//Еврейские цари и первосвященники: жизнь, быт, нравы. С. 540, 546.
153
Дагрон Жильбер. Император и священник. Этюд о византийском «цезаропапизме». СПб., 2010. С. 74, 75.
154
Богоявленский И.Я. Значение Иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа//История Израиля и Иудеи: общественная и политическая жизнь/Сост. А. Андреев, С. Шумов. М., 2004. С. 445, 446.
155
Чичерин Б.Н. Философия права//Чичерин Б.Н. Избранные труды. СПб., 1998. С. 64.
156
Локк Джон. Опыты о законе природы//Локк Джон. Соч. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 4.
157
Новгородцев П.И. О праве на достойное человеческое существование//Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995. С. 322.
158
Гоббс Томас. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского//Гоббс Томас. Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1991. С. 163.
159
Ролз Джон. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. С. 214.
160
Штаммлер Рудольф. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории. СПб., 1899. С. 7.
161
Иеринг Рудольф фон. Борьба за право. СПб., 1895. С. 14, 15.
162
Дюмон Луи. Эссе об индивидуализме. Дубна, 1997. С. 264.
163
Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. СПб., 2001. С. 74, 135.
164
Дюмон Луи. Эссе об индивидуализме. С. 281.
165
Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 т. Т. 1. М., 1975. С. 422, 423.
166
Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. М., 1991. С. 95, 96.
167
Старец Порфирий Кавсокаливит. О Церкви//Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, 2012. С. 153, 154.
168
Соловьев В.С. Россия и Вселенская церковь. М., 1911. С. 441.
169
Старец Паисий Святогорец. С болью и любовью о современном человеке// Старец Паисий Святогорец. Соч. В 6 т. Т. 1. М., 2008. С. 211.
170
Преподобный Исаак Сирин. Творения. М., 1893. С. 360.
171
Михайловский И.В. Очерки философии права. Т. 1. Томск, 1914. С. 128.
172
Священник С. Тышкевич. Учение о Церкви. Париж, 1931. С. 48.
173
Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. В 4 выпусках. Вып. 1. М., 1911. С. 36, 37.
174
Старец Паисий Святогорец. С болью и любовью о современном человеке. С. 24, 25.
175
Хвостов В.М. Очерки истории этических учений. М., 1912. С. 268.
176
Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 103.
177
Райт Кристофер. Око за око. Этика Ветхого завета. Черкассы, 2011. С. 82, 86, 89, 90.
178
Карташев А.В. Личное и общественное спасение во Христе//Путь. № 45. С. 31.
179
Соловьев В.С. Россия и Вселенская церковь. С. 435.
180
Карташев А.В. Личное и общественное спасение во Христе//Путь. № 45. С. 31.
181
Соловьев В.С. Россия и Вселенская церковь. С. 216, 217.
182
Блаженный Августин. О граде Божием. В 4 т. Т. 4. М., 1994. Кн. 19. Гл. XXI. С. 145.
183
Суворов Н.С. Светское законодательство и церковная дисциплина в России до издания Уложения о наказаниях. СПб., 1876. С. 26.
184
Мизес Людвиг фон. Теория и история. Интерпретация социально-экономической эволюции. М., 2001. С. 39, 40.
185
Цыпин Владислав, протоиерей. Курс церковного права. Клин, 2002. С. 17, 18.
186
Никодим (Милаш), епископ Далматийско-Истрийский. Правила Православной Церкви. В 2 т. Т. 1. М., 2001. С. 226; Т. 2. М., 2001. С. 117, 118.
187
Моль Роберт. Энциклопедия государственных наук. СПб.—М., 1868. С. 246.
188
Афанасьев Николай, протопресвитер. Каноны и каноническое сознание// Афанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Божия во Христе. М., 2015. С. 133.
189
Самарин Ю.Ф. Современный объем польского вопроса//Самарин Ю.Ф. Сочинения. Т. 1. М., 1877. С. 338.
190
Киреевский И.В. Наша Церковь//Киреевский И.В., Киреевский П.В. Полн. собр. соч. В 4 т. Т. 1. Калуга, 2006. С. 174, 177.
191
Шапошников Л.Е. Философия соборности. Очерки русского самосознания. СПб., 1996. С. 151–156.
192
Аксаков И.С. О настоящем значении наших древних Земских соборов//Аксаков И.С. Сочинения. В 5 т. Т. 5. М., 1887. С. 91, 92.
193
Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1913. С. 215, 216.
194
Соловьев В.С. Славянский вопрос//Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 5. СПб., б/г. С. 62.
195
Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь соборная. Очерки христианской государственности. СПб., 1995. С. 14–16.
196
Ильин И.А. О монархии и республике//Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 550–558.
197
Соловьев В.С. Славянофильство и его вырождение//Соловьев В.С. Сочинения. Т. 5. СПб. б/г. С. 186, 199–205.
198
Аксаков И.С. Сочинения в 5 т. Т. 1. М., 1886. С. 205, 206.
199
Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь соборная. Очерки христианской государственности. С. 21.
200
Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь соборная. Очерки христианской государственности. С. 23, 24.
201
Там же. С. 20.
202
Суворов Н.С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период Вселенских Соборов. Ярославль, 1884. С. 354.
203
Флоровский Георгий, протоиерей. Соборность Церкви// Флоровский Георгий, протоиерей. Вера и культура. СПб., 2002. С. 539.
204
Тышкевич Станислав, священник. Учение о Церкви. Париж, 1931. С. 171, 172.
205
Никодим (Милаш), епископ Далматинский. Православное церковное право. СПб., 1897. С. 228.
206
Святитель Филарет (Дроздов). Пространный Катехизис. М., 1915. С. 69.
207
Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. Православный Катехизис. Киев, 2014. С. 56.
208
Флоровский Георгий, протоиерей. Соборность Церкви. С. 526.
209
Карташев А.В. Вселенские Соборы и соборность. С. 65–67.
210
Соловьев В.С. Славянский вопрос. С. 63.
211
Афанасьев Николай, протопресвитер. Кафолическая церковь//Афанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Божия во Христе. С. 480.
212
Хомяков А.С. Письмо к редактору «Luniochretienne» о значении слов «кафолический» и «соборный»//Хомяков А.С. Сочинения богословские. СПб., 1995. С. 277
213
Флоровский Георгий, протоиерей. Соборность Церкви. С. 526.
214
Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. В 2 т. Т. 2. СПб., 1883. С. 241–243.
215
Катехизис Католической Церкви. М., 2001. С. 209, 210.
216
Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 244.
217
Булгаков Сергий, протоиерей. Смысл патриаршества в России//Булгаков Сергий, протоиерей. Труды по социологии и теологии. В 2 т. Т. 2. М., 1997. С. 300.
218
Катехизис Католической Церкви. С. 210.
219
Цыпин Владислав, протоиерей. Курс церковного права. Клин, 2002. С. 315.
220
Хенгель Мартин. Недооцененный Петр. М., 2012. С. 53.
221
Афанасьев Николай, протопресвитер. Неудавшийся церковный округ//Афанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Божия во Христе. С. 398.
222
Соловьев В.С. Россия и Вселенская Церковь. М., 1911. С. 210, 222.
223
Тихомиров Л.А. Необходимость церковного Собора//Тихомиров Л.А. Церковный Собор, единоличная власть и рабочий вопрос. М., 2003. С. 559.
224
Карташев А.В. Вселенские Соборы и соборность//Карташев А.В. Церковь. История. Россия. М., 1996. С. 72, 73.
225
Афанасьев Николай, протопресвитер. Собор в русском православном богословии//Афанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Божия во Христе. С. 622.
226
Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 210, 211, 214, 215, 224.
227
Там же. Т. 2. С. 230, 231.
228
Бердников И.С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. В 2 т. Т. 2. Казань, 1913. С. 28, 29.
229
Троицкий С.В. О церковной автокефалии//Троицкий С.В. Единство Церкви. М., 2016. С. 379.
230
Никодим (Милаш), епископ Далматинский. Православное церковное право. С. 237.
231
Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. В 2 т. Т. 1. М., 2001. С. 322.
232
Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция. М., 2006. С. 200.
233
Каноническое право о народе Божьем и браке. М., 2000. С. 56.
234
Цыпин Владислав, протоиерей. Курс церковного права. С. 264.
235
Павлов А.С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 204, 205.
236
Цыпин Владислав, протоиерей. Курс церковного права. С. 264.
237
Соловьев В.С. Из вопросов культуры. Ю.Ф. Самарин в письме к баронессе Э.Ф. Раден// Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 5. СПб., б/г. С. 444, 445.
238
Соловьев В.С. Славянский вопрос. С. 63.
239
Суворов Н.С. Курс церковного права. В 2 т. Т. 2. Ярославль, 1890. С. 23.
240
Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. С. 100.
241
Люилье Петр, архиепископ. Правила первых четырех Вселенских Соборов. М., 2005. С. 84–86.
242
Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. В 2 т. Т. 2. М., 2001. С. 69, 70.
243
Суворов Н.С. Церковное право как юридическая наука//Юридический вестник. Т. XXVIII. М., 1888. С. 538.
244
Скворцов И.М. Записки по церковному законоведению. Киев, 1861. С. 40, 41.
245
Павлов А.С. Курс церковного права. С. 169, 170.
246
Суворов Н.С. Курс церковного права. Т. 2. С. 7, 8.
247
Суворов Н.С. Церковное право как юридическая наука. С. 544.
248
Зизиулас Иоанн, митрополит Пергамский. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. С. 93–95.
249
Суворов Н.С. Учебник церковного права. С. 210.
250
Афанасьев Николай, протопресвитер. О церковном управлении и учительстве//Афанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Божия во Христе. С. 479.
251
Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Собрание материалов для науки канонического права Русской Православной Церкви, изложенное в систематическом виде. Белгород – Москва – Сольба, 2012. С. 49, 105, 106.